Система экологического менеджмента и контроля за соблюдением природоохранного законодательства

Система экологического менеджмента [GRI 103Подход в области менеджмента: Система экологического менеджмента.]

В «Интер РАО» существует многоступенчатая система внутреннего контроля и анализа системы управления охраной труда, промышленной, пожарной и экологической безопасностью производственной деятельности. Система управления охраной труда, промышленной, пожарной и экологической безопасностью (СУОТППЭБ) устанавливает единый для всех компаний Группы порядок организации и проведения работ в соответствии с действующим законодательством и достижениями науки в области охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности.

Система построена на следующих основных принципах:

  • лидерство руководителей компаний Группы в управлении охраной труда, промышленной, пожарной и экологической безопасностью;
  • вовлечённость персонала всех уровней в работу по снижению производственных рисков и совершенствование Системы;
  • персональная ответственность каждого работника компаний Группы за соблюдение требований по минимизации производственных рисков, способных причинить ущерб здоровью и жизни работников, окружающей среде и имуществу компаний Группы;
  • мотивация персонала на выявление потенциала для улучшения состояния охраны труда, повышения промышленной, пожарной и экологической безопасности;
  • приоритет предупреждающих мер перед реагирующими мерами;
  • постоянное совершенствование Системы.

Основным принципом внутреннего контроля (ВК) СУОТППЭБ является регулярное проведение проверок руководителями и специалистами разных уровней от руководителей низовых структур производственных объектов до руководителей управляющих компаний и холдинга, с последующим анализом причин выявляемых нарушений требований ОТППЭБ и принятием мер по их устранению.

Управление воздействиями на окружающую среду основывается на применении интегрированных в СУОТППЭБ требований международного стандарта ISO 14001:2015. В 2014 г. система экологического менеджмента ПАО «Интер РАО» была впервые сертифицирована по международному стандарту ISO 14001:2004, в 2017 г. проведена сертификация по новой версии международного стандарта ISO 14001:2015. В 2019 г. по результатам надзорного аудита, проведённого компанией DQS Gmbh, подтверждено соответствие системы экологического менеджмента международному стандарту ISO 14001:2015. С 2019 г. все генерирующие активы Группы сертифицированы на соответствие международному стандарту ISO 14001:2015.

Обеспечение деятельности в соответствии с законодательными требованиями в области охраны окружающей среды [GRI 307-1]

Для соответствия меняющимся требованиям природоохранного законодательства РФ и реализации целей Целевой экологической программы в «Интер РАО» непрерывно совершенствуется система внутренних нормативных актов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Ведётся мониторинг изменений природоохранного законодательства, анализ проектов нормативных правовых актов в области экологии и природопользования, сотрудники участвуют в общественных обсуждениях проектов документов.

В период строительства и эксплуатации объектов в обязательном порядке разрабатываются проекты нормативов допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проекты нормативов образования и лимитов на размещение отходов, разделы проектной документации по охране окружающей среды, включающие мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и по сохранению биоразнообразия.

Информация о проверках надзорных органов
Дочерние общества Плановые проверки надзорных органов Внеплановые
АО «Интер РАО – ​Электрогенерация» 12 (нарушения не выявлены по 4) 24 (нарушения не выявлены в 14)
ООО «БГК» 1 (нарушений не выявлено)
АО «Томская генерация» 1 (нарушений не выявлено) 3 (нарушения не выявлены в 2)
АО «Омск РТС» 2
АО «ТГК‑11» 2 5 (нарушения не выявлены в 4)
Динамика экологических штрафов и выплат по искам, тыс. руб. [GRI 307-1]

Уровень платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также наличие применённых штрафных санкций во многом зависят от природно-климатических характеристик района расположения объектов, наличия крупных промышленных производств рядом, атмосферных и сезонных явлений (таких как часто повторяющиеся неблагоприятные метеорологические условия, паводок и т.д.).

Действенными механизмами управления воздействиями на окружающую среду является работа с претензиями и публичными заявлениями третьих лиц. Ведётся учёт, контроль и анализ претензий и заявлений. Аналогичная работа ведётся в отношении проверок надзорных органов. В 2019 г. было проведено 50 проверок надзорных органов, из них плановых – ​18, внеплановых – ​32 (включая жалобы, претензии, сообщения в СМИ, проверки по ранее выданным предписаниям). В 52 % случаев нарушений не выявлено.

Наиболее существенным штрафам подвергались компании сегмента «Генерация». Общий размер уплаченных в 2019 г. штрафов и исков, связанных с нарушением экологического законодательства, незначительный на фоне масштабов деятельности, составил 1 070,5 тыс. руб. Основные причины увеличения штрафных санкций АО «Интер РАО – ​Электрогенерация» по сравнению с 2018 г. связаны с сочетанием увеличения количества проверок со значительным изменением системы штрафных санкций:

  • расширение и детализация административных правонарушений (глава 8 увеличена в 2019 г. на 10 статей), по части статей увеличена сумма штрафных санкций;
  • увеличение количества проверок на 64 % (с 22 в 2018 г. до 36 в 2019 г.), при этом количество внеплановых проверок увеличилось в два раза (с 12 до 24), из которых в 58 % не выявлено нарушений.

В 2019 г. у Компании отсутствовали нефинансовые санкции за нарушение экологического законодательства и нормативных требований, которые были наложены на Компанию помимо штрафов.

Контроль за соблюдением природоохранного законодательства поставщиками и подрядчиками [GRI 308-1Подход в области менеджмента: Контроль за соблюдение природоохранного законодательства поставщиками и подрядчиками.]

«Интер РАО» стремится контролировать соблюдение природоохранного законодательства со стороны своих поставщиков, подрядчиков и субподрядчиков, прежде всего, путём включения в текст заключаемых договоров необходимость выполнения требований природоохранного законодательства. Подрядчик несёт материальную ответственность в виде штрафов за нарушения экологических норм. Отдельные типовые формы договоров содержат раздел «Экологические требования». Например, типовая форма договора подряда на ремонтные работы содержит раздел 16 «Экологические требования», регулирующие в том числе деятельность по обращению с отходами.

В целях контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства и экологических условий договоров специалистами «Интер РАО» проводятся технические аудиты поставщиков, в рамках которых в том числе выявляется наличие сертификации по ISO 14001. В рамках проведения аудитов, проводимых как в составе комиссии, так и единолично специалистами-экологами, проверяется, в частности, деятельность подрядчиков в части соблюдения требований природоохранного законодательства при проведении работ на территории отдельного объекта. В случаях выявления нарушений проверяющими фиксируется данный факт в акте проверки, который направляется начальнику цеха, ответственному за участок, на котором велись работы. Компания не ведёт учёта всех поставщиков, прошедших экологический аудит.