Зарубежные электроэнергетические рынки [GRI 102–6]

География поставок «Интер РАО», без учёта России, охватывает 14 стран. Торговые операции в 2019 г. осуществлялись в Финляндии, Литве, Польше, Грузии, Азербайджане, Казахстане, Монголии, Китае и других странах.

Основными странами экспортных поставок из России являются Финляндия, Литва, Китай и Казахстан. Основным направлением импортной торговой деятельности является Казахстан.

Торговые операции осуществляются в рамках имеющихся технических возможностей ЕЭС России и энергетических систем других стран, в том числе пропускной способности межгосударственных электрических связей стран, с которыми осуществляется торговля электроэнергией, с учётом специфики технологического процесса производства и потребления электроэнергии. Одним из существенных технологических условий обеспечения экспортных/импортных поставок электроэнергии, осуществляемых «Интер РАО», является параллельная работа ЕЭС России с электроэнергетическими системами сопредельных стран.

Единый энергетический рынок ЕАЭС

В мае 2019 г. пять государств – ​членов Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан) подписали Протокол о формировании общего электроэнергетического рынка. Его цель – ​обеспечение свободной торговли электроэнергией, её транзит через страны Союза, распределение пропускной способности межгосударственных линий электропередачи и информационный обмен на рынке.

Все страны ЕАЭС, кроме Кыргызстана, избыточны по мощности и являются нетто-экспортерами энергии. Ожидается, что Беларусь после ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС в 2020 г. существенно увеличит свой экспортный потенциал. В то же время правовое регулирование в сфере электроэнергетики в разных странах отличается друг от друга. Если в России рынок либерализован, то в большинстве стран ЕАЭС действуют регулируемые тарифы. В текущих условиях свободные поставки электроэнергии из стран с более низкими ценами угрожают российским компаниям потерей доли рынка. Кроме того, из-за неравенства правил регулирования России придётся выступать балансирующей системой (регулирующей частоту электрического тока). Следовательно, российская генерация может понести дополнительные потери за счёт того, что будет привлечена к балансированию генерируемой и потребляемой активной мощности в единой энергосистеме с иными участниками Союза.

Стратегические риски и возможности

Запуск общих энергорынков стран – ​участниц ЕАЭС и союзного государства Республики Беларусь входит в состав стратегических рисков «Интер РАО», мониторинг которых осуществляется Советом директоров. Мероприятия по управлению стратегическими рисками и рисками устойчивого развития включены в Стратегию Компании.

В настоящее время ведётся разработка правовых основ функционирования рынка. Евразийская энергетическая комиссия планирует внести на утверждение главами государств ЕАЭС план принятия документов, необходимых для работы рынка. Его проект согласован на заседании Консультативного комитета в 2019 г. Также на заседании объявлено о необходимости запустить общий электроэнергетический рынок не позднее 1 января 2025 г. До решения связанных с этим тарифных и технологических вопросов стран ЕАЭС на общий рынок будут выпускать национальных регуляторов, после планируется, что доступ на него будет открыт всем.