Electric power in Russia [GRI 102–6]

Regulation

Russia currently operates a wholesale electricity and capacity market (WECM)The principles used for the functioning of the wholesale market are determined by the Rules for the Wholesale Electric Power and Capacity Market approved by Resolution No. 1172 of the Government of the Russian Federation dated December 27, 2010. and a retail electricity and capacity markets in pricing and non-pricing zones. A regulated market has been set up in the non-pricing zones. Two types of products are traded on the wholesale market – electricity and capacity. Capacity is a special product whose purchase grants a wholesale market player the right to demand that the capacity seller ensure the availability of generating equipment to produce electricity of a specific quality in the amount required to meet said player’s electric power needs.

On the Russian electricity and capacity market, Inter RAO trades electric power and capacity on the WECM using regulated contracts and also at unregulated (flexible) prices. The price of electric power on the market is determined by the competitive selection of price bids from buyers and suppliers conducted a day before the start of delivery. In addition, in order to ensure a balance in the production and consumption of electric power, prices are also determined by the competitive selection of applications from suppliers and participants with regulated consumption that are conducted no later than one hour before the delivery of the electric power (balancing market).

The market price for capacity is based on a competitive capacity auction (CCA) that is conducted according to pricing zones based on the model of elastic demand. Payment must be made regardless of the results of CCAs for capacity provided under CDAs, contracts with new NPPs and HPPs that are similar to CDAs, contracts for the provision of capacity by qualified generating facilities that run on renewable energy sources, sale and purchase (supply) contracts for the capacity of modernized generating facilities as well as generating facilities whose operation is essential to maintaining the operating schedules of the power system or the supply of thermal power (mandated generators).

These market segments operate using the unified computing model of the Unified Energy System of Russia (UES of Russia). Calculations of the physical and cost indicators of trade operations by players on the electric power and capacity market are carried out by a number of infrastructure organizations: JSC SO UES, JSC ATS, JSC CFR, and PJSC FGC UES).

Major regulatory and structural changes have occurred in the Russian electric power industry over the ten years that Inter RAO has been implementing its Strategy. During this period, the liberalization of the wholesale electricity market was completed (with the exception of deliveries to the public) and the mechanism of capacity delivery agreements (CDAs) was introduced, which secured investments for the construction of 30 GW of new heat generating capacity and mechanisms for the development and modernization of network infrastructure.

Russian electric power industry indicators

Electricity consumption and generation in the Unified Energy System of Russia has been growing steadily over the past ten years. Compared with 2018, production increased by 0.9 % in 2019 to almost 1,081 bln kWh, while consumption grew by 0.4 % to just over 1,059 bln kWh.

Electricity generation and consumption, bln kWh

Source: Reports on the operation of the UES of System Operator

Despite the large-scale program for the construction of new facilities (CDA projects), the volume of electricity generated by thermal power plants has not increased significantly over the last decade (an increase of 3.5 bln kWh in 2019 compared with 2010). This is due to the substantial decommissioning of the obsolete facilities of TPPs as well as reduced production at inefficient TPPs. The biggest increase in production has been seen at NPPs and HPPs. Solar and wind power plants have also demonstrated a significant increase in the last three years.

Change in the volume of electric power generated at various types of power plants vs. 2010, bln kWh
Source: Reports on the operation of the UES of System Operator

The power plants of the UES of Russia had installed capacity of 246,342.5 MW as of the end of 2019.

Over the period of the CDA program, over 36 GW of new capacity has been commissioned in Russia, including roughly 30 GW of thermal generating capacity. This has made it possible to decommission a number of obsolete facilities. In particular, more than 18 GW have been taken out of service since 2010.

Nevertheless, the problem of aging facilities remains relevant in the Russian energy sector. The average age of generating equipment at Russian power plants is more than 34 years, while over 30 % of equipment is older than 45 years. The facilities modernization program aims to solve the problem of obsolete facilities.

Installed capacity as of December 31, 2010, GW
Installed capacity as of December 31, 2019, GW

Source: System Operator
Commissioning of new CDA facilities, MW
Decommissioning of facilities since 2011, GW
Sources: System Operator, company data

Modernization program

In January 2019, the Russian Government approved a TPP modernization program for the period until 2031 to commission up to 41 GW of capacity, which is expected to attract RUB 1.9 trillion in private investment to the industry within ten. Projects included in the TPP modernization program have a guaranteed return on investment of 15 years years due to a special capacity tariff. As part of the TPP modernization program, 4 GW are to be selected annually: 85% of the annual volume for the total competitive selection where projects compete in terms of price, while another 15% are selected according to a special quota by a government commission in charge of developing the electric power industry.

In April 2019, 30 projects with total capacity of 8.61 GW were selected as part of the first three-year competitive auction for 2022-2024. Based on the government commission’s quota, another 15 projects for 1.78 GW were selected in May 2019. In September 2019, 25 projects with total capacity of 4.02 GW were selected as part of the second competitive auction for 2025. According to the government commission’s quota, another 16 projects for 2.81 GW were selected in February 2020. The modernization program for 2022-2025 added a total of 17.2 GW of capacity.

Facility modernization program for 2022–2025, MW

Industry trends and forecasts

In accordance with the Forecast for Russia’s Socioeconomic Development until 2024 prepared by the Ministry of Economic Development, electricity consumption in 2024 is expected to increase to around 1,179 bln kWh, while generation is projected to total 1,193 bln kWh. TPPs will continue to bear the main load and are expected to increase electricity production by 10.4% in 2024 compared with 2019. The share of TPPs in the overall structure of electricity generation will increase to 65.9%, while the share of NPPs and HPPs will decrease to 16.9% and 16.3%, respectively.

The Plan and Program for the Development of the Unified Energy System of Russia for 2019-2025 approved by the Russian Ministry of Energy estimates that demand for electric power in the Unified Energy System of Russia in 2024 will amount to 1,139 bln kWh, while demand for electricity production is projected to be 1,153 bln kWh. The most significant factor in the increase in electricity consumption is expected to be the accession of the Western and Central Energy Districts of the Republic of Sakha (Yakutia) to the UES of the East.

Given the high level of dependence of energy consumption in the domestic market on temperatures, fluctuations in the rates of production and consumption may occur depending on temperature deviations from the mean annual values.

Forecast for increased electricity generation in the UES of Russia, %

Sources: System Operator, Ministry of Economic Development, Ministry of Energy

A description of the future power and electricity balances across the UES of Russia is provided in the General Plan for the Siting of Electric Power Facilities until 2035, which was approved by the Government of the Russian Federation in 2017. Two scenarios for the long-term forecast are given in the document: a baseline scenario that envisages an average annual growth rate in electricity consumption of 1.3%, and a minimal scenario with a 1% growth rate in electricity consumption. The increase in electricity demand in 2035 under the baseline scenario is roughly 24% compared with 2020, while the minimum increase in demand is projected at 20%.

TPPs will handle the bulk of electricity demand in the period in question. The share of TPPs in the structure of electricity production will remain at 66%, the share of NPPs will be about 18%, the share of HPPs will be about 15%, and the share of renewable energy sources will be no more than 0.5%. [EU10]

Given that the rate of change in the installed capacity of generating facilities lags behind the rate of growth in energy consumption, capacity utilization will have to be increased to cover the demand for electricity. Thermal power generation facilities will see the biggest increase in the overall load. In particular, depending on the forecast scenario, the average installed capacity utilization factor of TPPs is projected to be around 45–46% in 2020 and increase to 60% by 2035. Also, under both scenarios, electricity generated at CHPPs slightly predominates in the generation structure of all thermal power plants.

Expected maximum consumption and planned capacity by generation mode in the UES of Russia, mln kW
Source: General Plan for the Siting of Electric Power Facilities until 2035

Price and tariff forecast

In accordance with the Forecast for Russia’s Socioeconomic Development until 2024, the indexation of electricity tariffs for the public will remain at 5.0% annually in order to reduce the amount of cross-subsidization. The change in unregulated prices for end consumers, except for the public, on the retail market will average 5.6% in 2020 and will not exceed the target inflation parameters contained in the scenario in the period of 2021- 2024 and will range from 2.9% to 3.5%.

Электроэнергетика России [GRI 102–6]

Регулирование

В настоящее время в России функционируют оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ)Принципы функционирования оптового рынка определяются Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утверждёнными постановлением Правительства РФ № 1172 от 27.12.2010. и розничный рынки электроэнергии и мощности в ценовых и неценовых зонах. В неценовых зонах организован регулируемый рынок. На оптовом рынке торгуются два товара – ​электроэнергия и мощность. Мощность – ​особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования к продавцу мощности поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объёме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

На внутреннем рынке электроэнергии и мощности «Интер РАО» участвует в торговле электрической энергией и мощностью на ОРЭМ с использованием регулируемых договоров, а также по нерегулируемым (свободным) ценам. Цена электрической энергии на рынке определяется путём конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков, осуществляемого за сутки до начала поставки. Кроме того, в целях формирования сбалансированного режима производства и потребления электрической энергии цена также определяется путём конкурентного отбора заявок поставщиков и участников с регулируемым потреблением, осуществляемого не позднее, чем за час до поставки электрической энергии (балансирующий рынок).

Цена мощности на рынке складывается на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), который проводится по ценовым зонам на основе модели эластичного спроса. Обязательной оплате, не зависящей от результатов КОМ, подлежит мощность, введённая по ДПМ и аналогичным ДПМ договорам с новыми АЭС и ГЭС, по договорам о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, по договорам купли-продажи (поставки) мощности модернизированных генерирующих объектов, а также генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы).

Указанные сегменты рынка функционируют с использованием единой расчётной модели Единой энергетической системы России (ЕЭС России). Расчёты натуральных и стоимостных показателей торговых операций субъектов рынка электроэнергии и мощности выполняются рядом инфраструктурных организаций: АО «СО ЕЭС», АО «АТС», АО «ЦФР», ПАО «ФСК ЕЭС».

За десятилетний период реализации Стратегии «Интер РАО» в электроэнергетической отрасли России произошли важные регуляторные и структурные изменения. В этот период завершилась либерализация оптового рынка электроэнергии (за исключением поставок населению), реализован механизм договоров на поставку мощности (ДПМ), обеспечивший инвестиции в строительство 30 ГВт новых теплогенерирующих мощностей, механизмы развития и модернизации сетевой инфраструктуры.

Показатели российской электроэнергетики

Потребление и выработка электроэнергии в Единой энергосистеме России растёт поступательно на протяжении последних 10 лет. В 2019 г. выработка выросла по сравнению с 2018 г. на 0,9 % до 1 080,6 млрд кВт•ч, потребление увеличилось на 0,4 % и составило 1 059,4 млрд кВт•ч.

Выработка и потребление электроэнергии, млрд кВт•ч
Выработка и потребление электроэнергии
Источник: отчёты о функционировании EЭC Системного оператора

Несмотря на масштабную программу строительства новых мощностей (проекты ДПМ), объём выработки электроэнергии тепловыми электростанциями вырос незначительно (увеличение на 3,5 млрд кВт•ч в 2019 г. по сравнению с 2010 г.). Это связано со значительным объёмом вывода изношенных мощностей тепловых электростанций, а также снижением выработки на неэффективных ТЭС. Основное увеличение выработки пришлось на АЭС и ГЭС. Заметный прирост в последние 3 года показали солнечные и ветряные электростанции.

Изменение объёма выработки электроэнергии на разных типах электростанций к 2010 г., млрд кВт•ч
Изменение объёма выработки электроэнергии на разных типах электростанций к 2010 г. Источник: отчёты о функционировании EЭC Системного оператора

Установленная мощность электростанций ЕЭС России на конец 2019 г. составила 246 342,5 МВт.

За период действия программы ДПМ в России было введено свыше 36 ГВт новой мощности, в том числе около 30 ГВт тепловых генерирующих мощностей. Это позволило вывести из эксплуатации часть изношенных мощностей. В частности, за период с 2010 г. было выведено свыше 18 ГВт.

Тем не менее в энергетике России остается актуальной проблема старения мощностей. Средний возраст генерирующего оборудования электростанций России превышает 34 года, более 30 % оборудования старше 45 лет. Решить проблему изношенных мощностей призвана программа модернизации мощностей.

Установленная мощность на 31.12.2010, ГВт
Установленная мощность на 31.12.2019, ГВт

Источник: Системный оператор
Ввод основных мощностей ДПМ, МВт
Вывод мощностей с 2011 г., ГВт
Вывод мощностей с 2011 г. Источники: Системный оператор, данные компаний

Программа модернизации

В январе 2019 г. Правительство России одобрило программу модернизации ТЭС до 2031 г. объёмом до 41 ГВт, которая, как ожидается, позволит в течение 10 лет привлечь в отрасль частные инвестиции на сумму 1,9 трлн руб. Для проектов, попавших в программу модернизации ТЭС, гарантируется окупаемость инвестиций в течение 15 лет за счёт специального тарифа на мощность. В рамках программы модернизации ТЭС ежегодно планируется выбирать 4 ГВт: 85 % от годового объёма по общему конкурентному отбору, где проекты конкурируют по цене, ещё 15 % отбираются по специальной квоте правительственной комиссией по вопросам развития электроэнергетики.

В апреле 2019 г. в рамках первого трёхлетнего конкурсного отбора на 2022–2024 гг. было выбрано 30 проектов мощностью 8,61 ГВт, по квоте правительственной комиссии в мае 2019 г. – ​ещё 15 проектов на 1,78 ГВт. В сентябре 2019 г. в рамках второго конкурсного отбора на 2025 гг. было выбрано 25 проектов мощностью 4,02 ГВт, в феврале 2020 г. по квоте правительственной комиссии – ​ещё 16 проектов на 2,81 ГВт. Итого в программу модернизации на 2022–2025 гг. включены 17,2 ГВт мощности.

Программа модернизации мощности на 2022–2025 гг., МВт
Программа модернизации мощности на 2022–2025 гг., МВт

Отраслевые тренды и прогнозы

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития России на период до 2024 г., разработанным Минэкономразвития, потребление электроэнергии в 2024 г. ожидается в размере до 1 178,8 млрд кВт•ч, а выработка — 1 192,9 млрд кВт•ч. Основную нагрузку продолжат нести тепловые электростанции, при этом на ТЭС в 2024 г. предполагается увеличение производства электроэнергии на 10,4 % к 2019 г. В структуре производства электроэнергии доля ТЭС увеличится до 65,9 %, АЭС — снизится до 16,9 %, на ГЭС доля уменьшится до 16,3 %.

В соответствии со Схемой и программой развития Единой энергетической системы России на 2019–2025 гг., утверждённой Минэнерго России, величина спроса на электрическую энергию по ЕЭС России в 2024 г. оценивается в размере 1 138,9 млрд кВт•ч, а производство электроэнергии — 1 153,1 млрд кВт•ч. Ожидается, что наиболее значимым фактором увеличения потребления электроэнергии станет присоединение к ОЭС Востока Западного и Центрального энергорайонов Республики Саха (Якутия).

В условиях высокой зависимости потребления электроэнергии на внутреннем рынке от температурного фактора возможно колебание темпов производства и потребления в зависимости от температурных отклонений от среднемноголетних значений.

Прогноз увеличения выработки электроэнергии в ЕЭС России, %

Источники: Системный оператор, Минэкономразвития, Минэнерго

Описание перспективных балансов мощности и электроэнергии по ЕЭС России раскрыто в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2035 г., утверждённой Правительством РФ в 2017 г. В документе рассмотрены два варианта долгосрочного прогноза: базовый, характеризующийся среднегодовым темпом роста электропотребления на уровне 1,3 %, и минимальный – ​с темпами роста электропотребления на уровне 1 %. Прирост потребности в электроэнергии в 2035 г. по базовому варианту составляет около 24 %, по минимальному – ​20 % относительно 2020 г.

Планируется, что основную потребность в электроэнергии в рассматриваемом периоде будут обеспечивать тепловые электростанции. В структуре производства электроэнергии доля ТЭС сохранится на уровне 66 %, доля АЭС будет составлять около 18 %, доля ГЭС – ​около 15 %, ВИЭ – ​не более 0,5 %. [EU10]

В условиях отставания темпов изменения установленной мощности генерирующих объектов от темпов роста электропотребления потребность в электроэнергии покрывается за счёт увеличения загрузки мощностей. При этом загрузка увеличивается наиболее существенным образом у объектов тепловой генерации. Так, средний КИУМ ТЭС в 2020 г. в зависимости от варианта прогноза составляет 45–46 %, а к 2035 г. увеличивается до 60 %. Также для обоих вариантов отмечается небольшое преобладание электроэнергии, выработанной на ТЭЦ, в структуре выработки всех тепловых электростанций.

Ожидаемый максимум потребления и планируемые мощности по режимам генерации в ЕЭС России, млн кВт
Ожидаемый максимум потребления и планируемые мощности по режимам генерации в ЕЭС России
Источник: Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 г.

Прогноз цен и тарифов

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития России на период до 2024 г. в целях снижения объёма перекрестного субсидирования размер индексации тарифов на электроэнергию для населения сохранится на уровне 5,0 % ежегодно. Динамика нерегулируемых цен для конечных потребителей, кроме населения, на розничном рынке в 2020 г. в среднем составит 5,6 %, в период 2021–2024 гг. – ​не превысит заложенных в сценарные условия параметров целевой инфляции и в среднем составит от 2,9 % до 3,5 %.