Система закупочной деятельности [GRI 103Подход в области менеджмента: Система закупочной деятельности.]

Политику в области закупок «Интер РАО» определяет Совет директоров Общества. Основные принципы закупочной деятельности утверждены в Положении о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Интер РАО»Протокол от 23.12.2019 № 262. . Координацию деятельности системы снабжения в подразделениях осуществляет коллегиальный орган – ​Центральный закупочный комитет (ЦЗК).

В Группе функционирует Специализированная закупочная организация (СЗО), уполномоченная на проведение закупок и/или организацию поставок товаров, выполнение работ и оказание услуг – ​ООО «Интер РАО – ​Центр управления закупками». СЗО обеспечивает объединение потребностей в однотипной продукции и формирует единое информационное пространство системы снабжения, которое осуществляет планирование, учёт, проведение и контроль закупок. Для организации закупок применяются современные информационно-телекоммуникационные технологии, средства электронной коммерции и электронного документооборота во взаимосвязи с другими информационными системами.

В СЗО формируется Комитет по аккредитации, который является специализированным аккредитующим органом Группы. Комитет осуществляет аккредитацию поставщиков и подрядчиков с целью удостоверения их компетентности и соответствия установленным требованиям качества и безопасности продукции, производственных процессов, работ и услуг.

День поставщика

«Интер РАО» ежегодно проводит «День поставщика», посвящённый повышению доступности закупок для организаций и предпринимателей, привлечению отечественных производителей к участию в программе производства высокотехнологичного оборудования, развитию сотрудничества в сфере промышленности и науки по вопросам применения инновационных решений, импортозамещению, ознакомлению с мерами поддержки малого и среднего предпринимательства.

Группа использует электронные торговые площадки, которые обеспечивают реализацию требований законов Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации, Положения о закупках, а также корпоративных стандартов в области снабжения и соблюдение законодательства стран присутствия зарубежных ДО.

Обеспечивается рациональное и обоснованное применение мер по поддержке ДО, созданных специально для выполнения ими сервисных, ремонтных, инновационных, инжиниринговых задач, а также задач по обеспечению энергоэффективности и других, применяются преференции в отношении поставщиков и подрядчиков, с учётом требований законодательства Российской Федерации и с учётом законодательства стран присутствия зарубежных ДО.

Прозрачность закупочной деятельности

Высокий уровень прозрачности закупочной деятельности Группы подтверждён независимым аналитическим центром «Национальный рейтинг прозрачности закупок», специализирующимся в области экономического и правового анализа российского рынка государственных и корпоративных закупок.

В «Интер РАО» с 2015 г. функционирует Совещательный орган по вопросам обеспечения эффективности закупок компаний Группы, в который входят представители региональных органов власти, общественных организаций и другие участники. Совещательный орган вырабатывает предложения, направленные на повышение эффективности закупочной деятельности, в том числе на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к закупкам компаний «Интер РАО».

Корпоративный интернет-магазин

На базе Единой электронной торговой площадки («Росэлторг») функционирует Корпоративный интернет-магазин компаний «Интер РАО» (КИМ) по закупкам до 500 тыс. руб. Развитие сервиса корпоративного интернет-магазина является перспективным направлением деятельности в части проведения упрощенных закупочных процедур.

Проведение закупок посредством КИМ обеспечивает достижение высокой прозрачности и эффективности закупочной деятельности, существенно сокращает трудозатраты на реализацию отдельных мероприятий в рамках проведения закупок в интересах компаний Группы.

В 2018 г. Приказом ПАО «Интер РАО» от 07.06.2018 № ИРАО/247 утверждён регламент проведения упрощенной процедуры закупки. Доработаны Положение о ЦЗК и Регламент работы ЦКЗ в части использования системы электронного документооборота и автоматизации процесса. Применение унифицированного процесса показало улучшение показателей – ​снижение общей продолжительности процесса работы ЦЗК.

Требования к подрядчикам по системам менеджмента, промышленной безопасности, охраны окружающей среды

Участникам закупки необходимо предоставить в составе их предложения действующие сертификаты, подтверждающих наличие на предприятии:

  • участника закупки и/или производителя закупаемой продукции;
  • организованной системы контроля качества;
  • соблюдения технологических процессов (входной контроль, система контроля при выполнении производственных процессов, выходной контроль, сертифицированная система менеджмента качества по стандартам ISO 9001, сертифицированная система экологического менеджмента ISO 14001, сертифицированная система безопасности труда OHSAS18001, сертифицированная система энергетического менеджмента ISO 50001 / ГОСТ Р ИСО 50001).

Методические рекомендации по заключению договоров ЕРС (Engineering, Procurement, Construction) на строительство энергогенерирующих объектов «Интер РАО» содержат положения по обязанности подрядчиков в ходе выполнения работ по договору соблюдать все требования нормативных актов, связанные с промышленной, экологической, пожарной безопасностью.

Также подрядчик обязан соблюдать применимое право, в том числе экологическое, и законодательство об охране окружающей природной среды.

Оценка системы закупок

Во исполнение директив Росимущества от 05.05.2016 № ДП‑11/17668 Советом директоров ПАО «Интер РАО»Протокол от 04.07.2016 № 173. 29.06.2016 утверждён План мероприятий по реализации нормирования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд ПАО «Интер РАО» (далее также План).

В соответствии с п. 4 Плана, ежегодно, начиная с 2017 г., проводится мониторинг результатов осуществления Обществом закупочной деятельности (в том числе в части соблюдения утверждённой годовой комплексной программы закупок (ГКПЗ) и нормативных затрат на отдельные виды товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Интер РАО»), с последующим включением информации об итогах мониторинга в Годовой отчёт Общества.

В отчётном 2019 г. закупки Обществом осуществлялись в соответствии с утверждёнными нормами и установленными лимитами
Статистика закупочной деятельности 2019 г., тыс. руб.
Проведено торгов, иных способов закупки (лотов) и закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в том числе: 152 555 827
торгов, иных способов закупки (лотов) из них: торгов, иных способов закупки (лотов) из них: 121 804 478
Услуги 103 123 662
материально-технические ресурсы 18 680 816
Заключено договоров 142 479 480
Информация по поставщикам 2019 г., шт.
Общее количество поставщиков, подавших заявки на участие в закупочных процедурах Группы 9 944
Количество поставщиков, аккредитованных согласно Положению о порядке проведения аккредитации поставщиков товаров, работ и услуг, на конец периода 81
Стоимость проведённых закупок без учёта агентских комиссий и внутригрупповых закупок, млрд руб.
 Стоимость проведённых закупок без учёта агентских комиссий и внутригрупповых закупок
Снижение затрат на годовую комплексную программу закупок (ГКПЗ) в сравнении с плановыми затратами, %
2017 2018 2019
ПАО «Интер РАО» 5,5 3,2 4,6
Генерирующие активы 4,8 4,6 5,0
Сбытовые активы 6,5 3,7 3,9
Прочие активы 4,0 5,5 4,2

Импортозамещение [GRI 204–1]

В компаниях Группы, подпадающих под действие Федерального закона № 223-ФЗ, установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путём проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

В 2017 г. согласно директивам Правительства РФ от 06.02.2017 № 830п-П13 в ПАО «Интер РАО» был доработан и утверждён Корпоративный план импортозамещения Группы «Интер РАО»Протокол от 18.09.2017 № 208. , являющийся составной частью Стратегии / Долгосрочной программы развития.

Импортозамещение как ответственный выбор

Риск-аппетит: «Интер РАО» строго придерживается программы импортозамещения.

В соответствии с утверждённым планом с 2017 г. оценка его выполнения осуществляется на основании интегрального показателяРасчёт интегрального показателя осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке КПИ, утверждёнными распоряжением Минэкономразвития России от 11.08.2016 № 219Р-АУ. , характеризующего долю иностранной продукции в закупках. В 2019 г. по результатам проведённых закупок фактическое значение интегрального показателя не превысило планового значения, что свидетельствует о снижении зависимости Группы от продукции зарубежного производства. Кроме того, в 2019 г. доля иностранной продукции в общем объёме закупок по сравнению с 2018 г. снизилась как на этапе планирования закупок, так и по итогам проведённых закупочных процедур.

Наименование показателя Плановое значение, % Фактическое значение, %
2017 2018 2019 2017 2018 2019
Интегральный показатель, характеризующий долю иностранной продукции в закупках 16,57 21,38 13,80 12,95 15,77 11,77

В целях развития сотрудничества в сфере промышленности и науки по вопросам импортозамещения оборудования и технологий в энергетической отрасли ПАО «Интер РАО» подписаны соответствующие соглашения с Правительствами Томской, Ярославской и Свердловской областей.

В 2019 г. запущен проект функциональных сервисов «Экосреда» на специальной секции электронной площадки «Интер РАО». «Экосреда» позволит выработать новые решения общерыночных задач, предложить профессиональному сообществу лучшие практики закупочной отрасли, способствовать развитию отечественного производства и экономики в целом.

Производство энергетического оборудования в России

«Интер РАО» участвует в совместном предприятии Группы и General Electric по производству газотурбинных установок на территории Российской Федерации – ​ООО «Русские Газовые Турбины». Совместное предприятие реализует программу повышения степени локализации производства газотурбинных установок с характеристиками, соответствующими лучшим мировым аналогам.

Сотрудничество с малым и средним бизнесом

В 2019 г. ООО «Интер РАО – ​Центр управления закупками» осуществляло работу, направленную на достижение целевых индикаторов реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р.

В 2019 г. заключены соглашения с Администрациями Алтайского, Приморского, Хабаровского краев, Калининградской области, направленные на реализацию мероприятий по оказанию мер поддержки субъектов МСП, в том числе на целевую акселерацию субъектов МСП – ​производителей отечественной продукции, стимулирование инновационной и импортозамещающей активности субъектов МСП, развитие конкурентоспособных производственных субъектов МСП.

Объём закупок у субъектов МСП, %