Supply

Description of business

The ‘Supply in the Russian Federation’ segment unites companies of the Inter RAO Group whose main business involves the supply (sale) of electric power (capacity). In 2019, the Group’s power supply companies had an 18.3% share of the retail electric power market, while the customer base expanded to 16.8 mln customers. A higher level of market penetration, expansion in specialized services, and the enlargement of the product portfolio all combined to have a positive impact on the profit margins of this segment. Inter RAO sees great potential for business diversification in the segment through the development of additional customer services.

The segment is comprised of:

  • 10 power supply companies (PSCs) that are guaranteed suppliers (GS) operating within 14 regions of the Russian Federation
  • 5 Unified Information and Settlement Centers (UISCs) that provide face-to-face customer service for individuals
  • 3 independent (unregulated) power supply companies (IPSCs) that supply electric power to major industrial consumers in 62 regions of the Russian Federation

One of the Group’s key focuses is the development of additional paid services, such as the supply of goods and the provision of services related to the supply of electric power to consumers, for example, entering the electrical installation market for legal entities and individuals.

Results of operating activities [EU3]

In 2019, electricity sales by companies in the ‘Supply in the Russian Federation’ segment exceeded the 2018 level by 3.4% and amounted to 198.456 mln kWh. The following factors had the biggest impact on this increase:

  • Electricity sales increased by 4.199 mln kWh due to the launch of operating activities by LLC NSC as a guaranteed supplier in the Vologda Region starting from January 1, 2019
  • Electricity sales by the PSK Group grew by 1.827 mln kWh, or 4.9%, due to a 3.9% increase in the customer base, including the conclusion of an electric power supply agreement with a major consumer in the Leningrad Region at the end of December 2018
  • LLC Energosbyt Volga boosted sales by 943 mln kWh (36.4%) after it started working as a guaranteed supplier in the Vladimir Region starting from April 1, 2018
  • Electricity sales by the MES Group remained virtually unchanged versus the previous period
  • The companies PJSC Saratovenergo, JSC Altayenergosbyt, JSC Tomskenergosybt, LLC ERCB, and LLC Oryol Energosbyt all saw a cumulative decrease in electricity sales of 952 mln kWh. A decrease in sales by PJSC Saratovenergo (–634 mln kWh, or –9.5%) due to lower consumption among major large consumers as well as the climatic factor had the biggest impact on this change

Unregulated supply companies demonstrated a combined increase in electricity sales of 460 mln kWh primarily because of positive dynamics at LLC RN-Energo resulting from the conclusion of contracts with a number of network organizations as well as the enlistment of new consumers as part of a project to attract and maintain a customer base on the basis of fixed prices and other measures.

 
2017 2018 2019 2018/2019
Net supply in Russia, bln kWh 1,059.5 1,076.1 1,075.2 -0.1%
Net supply by segment, mln kWh 184,069 191,908 198,456 +3.4%
Share of the segment’s net supply in RussiaExcluding operations on the wholesale market., % 17.4% 17.7% 18.3% 0.6 p.p.

The bulk of electricity sales by companies in the segment during the reporting period came from MES Group (44.8%), PSK Group (19.7%), LLC RN-Energo (14.8%), and LLC ERCB (7.0%).

The Group’s customer base was expected to grow by 208,000 customers in 2019 compared with 2018, which would have resulted in 15.7 mln total customers. However, the actual growth was 1.301 mln customers, which pushed the total number up to 16.8 mln customers, including 16.433 mln individuals and 387,000 legal entities. The main factor that influenced the increase in the customer base was that LLC NSC obtained the status of a guaranteed supplier in the Vologda Region starting from January 1, 2019.

Number of customers served [EU3]
2017 2018 2019 2018/2019,%
Population, housing and utility services, management companies, homeowners associations, housing cooperatives and equivalent organizations 14,342,430 15,212,591 16,488,029 +8.4%
Industry 13,413 13,814 14,875 +7.7%
Transport and communication 325 335 588 +75.5%
Other commercial enterprises 236,850 247,503 268,638 +8.5%
Agriculture 9,219 9,620 10,195 +6.0%
Publicly-funded institutions 34,603 34,932 37,554 +7.5%
Total 14,636,840 15,518,795 16,819,879 +8.4%

Financial results by segment

 
Indicator ‘Supply in the Russian Federation’ segment
2017 2018 2019 2018/2019
Revenue, RUB mln 580,846 632,368 695,098 9.9%
Share in Revenue of Inter RAO Group, % 67% 66% 67% 1 p.p.
 
Operating expenses, including
Purchased electricity and capacity, RUB mln (340,249) (368,026) (412,102) 12.0%
Electricity transmission fees, RUB mln (201,689) (218,047) (233,393) 7.0%
EBITDA, RUB mln 19,086 24,960 25,807 3.4%
EBITDA marginEBITDA margin was calculated excluding inter-segment revenue in the ‘Supply in the Russian Federation’ segment in the amount of RUB 1.758 bln for 2019, RUB 1.674  bln for 2018, and RUB 1.533 bln for 2017., % 3% 4% 4% 0 p.p.
Share in EBITDA of Inter RAO Group, % 19% 21% 18% -3p.p.

Revenue in the segment increased by RUB 62.730 bln (9.9%) mainly due to increased revenue from electricity sales based on the tariff-and-balance decision approved for 2019, higher electricity sales volumes, including due to the launch of operations as a guaranteed supplier in the Vologda and Vladimir Regions, as well as the servicing of new consumers.

Expenses on purchased electricity and capacity grew by RUB 44.076 bln (12.0%) due to both an increase in purchase volumes (3.1%) and the weighted average price for purchased electricity and capacity (8.7%).

An increase in electricity consumption and transmission tariffs resulted in the cost of electricity transmission services growing by RUB 15.346 bln (7.0%).

EBITDA in the segment grew by RUB 847 mln (3.4%).

Principles of power supply activities

The ideology behind Inter RAO’s power supply activities is to improve the quality of customer service through competition in the power supply sector of the electricity business. In this regard, a power supply organization is a representative of customers’ interests in the electric power industry (an agent) via the activities of guaranteed suppliers, independent power supply companies, and Unified Information and Settlement Centers, and releases enterprises from the burden of interacting with other energy companies (suppliers and network organizations) and infrastructure organizations (ATS, Market Council, and SO UES).

In order to expand the areas of activities of the retail business, the Group is actively developing the following additional services:

  • Installation and maintenance of electricity meters and other resources (including automated commercial electricity metering systems)
  • Electrical, plumbing, and construction work
  • Sales of electrical products
  • Preparation of technical documentation and integrated solutions in such areas as energy conservation and energy efficiency
  • Provision of consulting services on energy conservation matters
  • Generation of a unified/single payment document

The Group’s power supply assets and UISCs increased revenue from additional paid services by 4.1% in 2019 compared with 2018 to RUB 5.509 bln. The higher revenue was driven by growth in sales of basic services as well as the development of new businesses. The main additional paid service is the installation and maintenance of electricity metering devices, however its share decreased in 2019 primarily due to the introduction of the new service of a unified payment document at a number of the Group’s energy retail companies. Electrical work and expert services also demonstrated growth in 2019.

Development of electronic services

In 2019, the retail business devoted special attention to the development of the range and capacity of interactive customer services, such as IVR (interactive voice response), video consultants, and chat bots, and improving the quality of their work. Effective solutions have also been incorporated into replication projects for all companies in the retail business.

Existing services based on companies’ official websites:

  • Personal accounts
  • Online consultation
  • Transfer of meter readings
  • Printing of receipts for cash payments
  • Face-to-face consultation

The Group’s companies are constantly working to develop services for customers to allow consumers to save time and utilize services remotely online. All companies have significantly expanded the capacity and features of the One-Stop Shop service when providing face-to-face services to individuals, individual entrepreneurs, and major customers. The features of retail asset mobile applications for individual and business customers have also been expanded. In addition, retail assets have successfully launched projects to introduce legally significant electronic document workflow with consumers and grid organizations.

Cybersecurity [GRI 418Management Approach: Personal data protection system.]

In order to improve information security mechanisms, projects are being implemented to update the personal data protection system. The Company has designated individuals responsible for ensuring the protection of confidential information. Commissions have been created to determine the level of protection required for personal data when it is processed in the information system used to manage power supplies to residential consumers.

Companies in the Supply segment use a multi-level software and hardware system to protect information. In addition to technical measures, employees regularly monitor security vulnerabilities. Additional information about information security risk management is provided in the Corporate Control section of this Report.

Customer service assessment [GRI 103Management Approach: Quality of customer relations.]

Inter RAO devotes significant attention to building trusting relationships with its customers. The Company regularly verifies the level of quality of service and organizes training for employees. In an effort to identify customer needs, the Company regularly conducts surveys and research on its own and with the involvement of third-party organizations.

A customer satisfaction survey was conducted for the first time in 2019 among individuals at all UISCs and Inter RAO power supply companies using the international methods TLRThe Temkin Loyalty Rating (TLR), now the Temkin Loyalty Index (TLi), developed by the Temkin Group (now Qualtrics XM Institute), to determine the level of loyalty and customer engagement at companies working in various businesses. Using this technique makes it possible to compare the results of the survey with similar companies at the international level. (a combined assessment of the level of customer engagement and loyalty) and NPS (likelihood to recommend a company), which were adapted to the specifics of the Group’s operations. The survey covered a total of 13,900 respondents.

The overall level of engagement and loyalty (TLR) among customers of the Group’s power supply companies and UISCs amounted to 59%. This value is consistent overall with the average level of global companies working in the energy and utilities sector (the average TLR in 2018 was 65%).

The Customer Loyalty Index (NPS) of Inter RAO’s power supply companies and UISCs was 19%. For global energy and utilities companies, the average NPS was 15% in 2018.

Fulfillment of contractual obligations [EU27]

Inter RAO is working to improve customer payment discipline.

Payment collection for electricity supplied
2017 2018 2019
Payment collection for electricity supplied in the retail segment 99.2% 98.8% 99.6%

Collections improved in 2019 due to the partial repayment of debts for past periods by housing and utility service companies on the retail market (including the federal publicly funded enterprise Central Housing and Utility Service Office).

In its work with debtors, the Group pays particular attention to effective methods of influence, such as imposing restrictions on power consumption and litigation. Soft collection also increased in 2019, including through telephone calls to consumers and the sending of complaints.

The number of disconnections increased in 2019 compared with 2018 due to growth in the number of non-paying consumers, which in turn led to an increase in the number of planned measures to partially (fully) restrict (restore) power consumption mode.

Each electricity consumer is our customer

Risk appetite: A reduction in the number of electricity customers is not an option.

Number of disconnections among residential subscribers for non-payment with a breakdown of the duration of disconnections in 2019 [EU27]There is no accounting conducted for the length of time between debt settlement and a consumer’s reconnection.
Number of disconnections among residential subscribers for non-payment with a breakdown of the duration of disconnections in 2018 [EU27]

Factors affecting the industry’s development

The main changes in marketing activities include:

Smart electric power metering systems (SEPMU).

Starting from July 1, 2020, responsibility for the installation, replacement, and operation of metering devices will pass from consumers to professional market participants – network organizations and guaranteed suppliers. Starting from January 1, 2022, guaranteed suppliers are required to provide access to the minimum set of SEPMU functions, which will be approved by the Government of the Russian Federation.

Maximum capacity reserve (MCR).

A new obligation will be introduced for consumers to pay for electricity transmission services as regards payment for MCR. The obligation to pay for MCR will arise if the volume of MCR in an annual period was more than 40% of the maximum capacity in each consecutive month of the year (provided that the consumer did not redistribute the capacity to other consumers and/or did not sign over the available reserves to a network organization). MCR will be subject to payment taking into account a decreasing coefficient with the prospect of gradual transitioning to full payment for capacity.

‘Regulatory Guillotine.’

Plans are in the works to repeal obsolete regulatory legal acts of the USSR, the RSFSR, and the Government of the Russian Federation and also abolish regulatory legal acts containing mandatory requirements that are assessed for compliance during state control measures over the activities of companies (including energy sales).

Unified Tariff Law.

A Unified Tariff Law is slated to be adopted in matters concerning tariff regulation. The law envisages methods of state regulation of prices (tariffs), requirements for the structure of the required gross revenue (RGR) of regulated entities, and a unified procedure for setting prices (tariffs).

Consumer Debt.

There are plans to change the parameters for working with receivables through legislative amendments regarding the collection of commissions and the organization of out-of-court and judicial work for the recovery of overdue debts. Regulatory acts have been adopted restricting the ability to conduct judicial work without providing information on the identification data of debtors in addition to a ban on the transfer (concession) of citizens’ debts for electricity to third parties (including collectors). A number of draft laws that restrict the rights of payment agents and bank payment agents, in particular, are under consideration by the state authorities and the expert community concerning the collection of fees from citizens for making payments for housing and utility services as well as a ban on involving third parties in work with citizens’ debts (including making phone calls, the introduction of a mode limiting energy consumption, judicial protection, etc.). These changes may adversely affect the ‘Sales in the Russian Federation’ segment.

СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Описание бизнес-направления

Сегмент «Сбыт в Российской Федерации» объединяет компании Группы, основным направлением деятельности которых является сбыт (продажа) электрической энергии (мощности). В 2019 г. доля энергосбытовых компаний Группы на розничном рынке электроэнергии составила 18,3 %, а клиентская база достигла 16,8 млн клиентов. На прибыльность данного направления положительно влияет: повышение уровня проникновения в рынок, экспансия профильных сервисов, а также расширение продуктового портфеля. «Интер РАО» видит большой потенциал для сегмента в диверсификации бизнеса за счёт развития дополнительных клиентских сервисов.

В состав сегмента входят:

  • 10 энергосбытовых компаний (ЭСК) – ​гарантирующих поставщиков (ГП), функционирующих на территории 14 субъектов Российской Федерации;
  • 5 единых информационно-расчётных центра (ЕИРЦ), осуществляющих функцию очного обслуживания клиентов – ​физических лиц;
  • 3 независимые (нерегулируемые) энергосбытовые компании (НЭСК), осуществляющие сбыт электрической энергии крупным промышленным потребителям на территории 64 субъектов Российской Федерации.

Одним из ключевых направлений, является развитие дополнительных платных сервисов – ​поставка товаров и оказание услуг, связанных с энергоснабжением потребителей электрической энергии, например, выход на рынок электромонтажных работ для юридических и физических лиц.

Результаты операционной деятельности [EU3]

В 2019 г. объём реализации электроэнергии компаний сегмента «Сбыт в Российской Федерации» превысил уровень 2018 г. на 3,4 % и составил 198 456 млн кВт•ч. На изменение показателя повлияли следующие факторы:

  • объёмы реализации электроэнергии увеличились на 4 199 млн кВт•ч за счёт начала операционной деятельности ООО «ССК» в качестве гарантирующего поставщика на территории Вологодской области с 01.01.2019;
  • объём реализации электроэнергии Группы «ПСК» увеличился на 1 827 млн кВт•ч, или 4,9 %, что обусловлено увеличением клиентской базы на 3,9 %, в том числе заключением в конце декабря 2018 г. договора электроснабжения с крупным потребителем Ленинградской области;
  • в компании ООО «Энергосбыт «Волга» увеличение объёма реализации составляет 943 млн кВт•ч (36,4 %) в связи с началом работы в статусе гарантирующего поставщика во Владимирской области с 01.04.2018;
  • объём реализации электроэнергии Группы «МЭС» сохранился практически неизменным по отношению к предшествующему периоду;
  • в компаниях ПАО «Саратовэнерго», АО «Алтайэнергосбыт», АО «Томскэнергосбыт», ООО «ЭСКБ» и ООО «Орловский энергосбыт» совокупное снижение показателя составило 952 млн кВт•ч. Основное влияние на динамику оказало изменение объёма реализации по ПАО «Саратовэнерго» (—634 млн кВт•ч, или — 9,5 %) вследствие снижения потребления крупными потребителями, а также влияния климатического фактора.

Нерегулируемые сбытовые компании продемонстрировали совокупный рост объёмов реализации электроэнергии в размере 460 млн кВт•ч, что преимущественно обусловлено положительной динамикой по ООО «РН-Энерго» в связи с заключением договоров с рядом сетевых организаций, а также привлечением новых потребителей в рамках реализации проекта по фиксированным ценам и мероприятий по привлечению и сохранению клиентской базы.

 
2017 2018 2019 2018/2019
Полезный отпуск в России, млрд кВт•ч 1 059,5 1 076,1 1 075,2 –0,1 %
Полезный отпуск по сегменту, млн кВт•ч 184 069 191 908 198 456 +3,4 %
Доля полезного отпуска сегмента в России, % 17,4 % 17,7 % 18,3 % 0,6 п.п.

В отчётном периоде основная доля объёма реализации электроэнергии компаниями сегмента сформирована Группой «МЭС» (44,8 %), Группой «ПСК» (19,7 %), ООО «РН-Энерго» (14,8 %) и ООО «ЭСКБ» (7,0 %).

Прирост клиентской базы в 2019 г. по сравнению с 2018 г. ожидался на уровне 208 тыс. клиентов, что соответствовало отметке 15,7 млн клиентов, при этом фактический прирост составил 1 301 тыс. и позволил достичь уровня в 16,8 млн клиентов, в том числе 16 433 тыс. физических лиц и 387 тыс. юридических лиц. Основным фактором, повлиявшим на увеличение клиентской базы, стало получение ООО «ССК» статуса гарантирующего поставщика на территории Вологодской области с 01.01.2019.

Количество обслуживаемых потребителей [EU3]
2017 2018 2019 2018/2019, %
Население, ЖКХ, УК, ТСЖ, ЖСК и приравненные к ним 14 342 430 15 212 591 16 488 029 +8,4 %
Промышленность 13 413 13 814 14 875 +7,7 %
Транспорт и связь 325 335 588 +75,5 %
Прочие коммерческие предприятия 236 850 247 503 268 638 +8,5 %
Сельское хозяйство 9 219 9 620 10 195 +6,0 %
Бюджетные учреждения 34 603 34 932 37 554 7,5 %
Всего 14 636 840 15 518 795 16 819 879 +8,4 %

Финансовые результаты по сегменту

 
Показатели Сегмент «Сбыт в Российской Федерации»
2017 2018 2019 2018/2019
Выручка, млн руб. 580 846 632 368 695 098 9,9 %
Доля в выручке Группы «Интер РАО», % 67 % 66 % 67 % 1 п.п.
 
Операционные расходы, в том числе:
Расходы на приобретение э/э и мощности, млн руб. (340 249) (368 026) (412 102) 12,0 %
Расходы по передаче э/э, млн руб. (201 689) (218 047) (233 393) 7,0 %
EBITDA, млн руб. 19 086 24 960 25 807 3,4 %
EBITDA margin Показатель EBITDA margin рассчитан с учётом исключения межсегментной выручки сегмента «Сбыт в РФ» в сумме 1 758 млн руб. за 2019 г., в сумме 1 674 млн руб. за 2018 г., 1 533 млн руб. за 2017 г. , % 3 % 4 % 4 % 0 п.п.
Доля в EBITDA Группы «Интер РАО», % 19 % 21 % 18 % –3 п.п.

Увеличение выручки сегмента на 62 730 млн руб. (9,9 %) преимущественно обусловлено ростом выручки от реализации электроэнергии по итогам принятых тарифно-балансовых решений на 2019 г., увеличением объёма реализации электроэнергии, в том числе в связи с началом деятельности в статусе гарантирующего поставщика на территории Вологодской и Владимирской областей, а также с приёмом на обслуживание новых потребителей.

Рост расходов на закупку электроэнергии и мощности составил 44 076 млн руб. (+12,0 %) вследствие как увеличения объёмов покупки (+3,1 %), так и средневзвешенной цены на покупную электроэнергию и мощность (+8,7 %).

Увеличение расходов на услуги по передаче электроэнергии на 15 346 млн руб. (7,0 %) обусловлено ростом потребления электроэнергии и тарифов на её передачу.

Рост показателя EBITDA сегмента составил 847 млн руб. (3,4 %).

Принципы энергосбытовой деятельности

Идеология энергосбытовой организации в «Интер РАО» – ​повышение качества обслуживания потребителей за счёт конкуренции в энергосбытовом секторе электроэнергетического бизнеса. Таким образом, энергосбытовая организация является представителем интересов потребителя в электроэнергетике (агентом) посредством деятельности гарантирующих поставщиков, независимых энергосбытовых компаний и единых информационно-расчётных центров и снимает с предприятий нагрузку по взаимодействию с другими энергетическими компаниями (поставщиками и сетевыми организациями) и инфраструктурными организациями (АТС, «Совет рынка», СО ЕЭС).

В целях расширения бизнес-направлений розничного бизнеса в Группах компаний активно развивается направление дополнительных сервисов:

  • установка и обслуживание приборов учёта электроэнергии и прочих ресурсов (включая системы АИСКУЭ);
  • электромонтажные, сантехнические, строительные работы;
  • реализация электротехнической продукции;
  • подготовка технической документации и комплексные решения в области энергосбережения и энергоэффективности;
  • оказание консалтинговых услуг в области энергосбережения;
  • формирование объединённого/единого платёжного документа.

Выручка энергосбытовых активов и ЕИРЦ Группы за дополнительные платные сервисы в 2019 г. выросла на 4,1 % по сравнению с 2018 г. и составила 5 509 млн руб. Рост выручки был обеспечен ростом продаж по основным услугам, а также развитием новых направлений. Основным направлением дополнительных платных сервисов является установка и обслуживание приборов учёта электроэнергии, однако его доля в 2019 г. сократилась в первую очередь за счёт внедрения в ряде энергосбытовых компаний Группы новой услуги – ​объединённый платежный документ. Также в 2019 г. рост показали направления электромонтажных работ и экспертных услуг.

Развитие электронных сервисов

В 2019 г. розничный бизнес особое внимание уделял развитию ассортимента и мощности интерактивных сервисов обслуживания клиентов, таких как IVR (голосовое самообслуживание), видеоконсультант, чат-боты, повышению качества их работы. При этом эффективные решения были включены в проекты тиражирования для всех компаний розничного бизнеса.

Существующие сервисы на базе официальных сайтов компаний:

  • личный кабинет;
  • интернет-приемная;
  • передача показаний приборов учёта;
  • печать квитанций для наличной оплаты;
  • личный прием.

Компании Группы постоянно работают над развитием клиентских сервисов, особенно позволяющих потребителям сэкономить время и воспользоваться услугами удалённо в онлайн-режиме. Все компании существенным образом расширили мощность и функционал сервиса «Единое окно» при осуществлении очного обслуживания физических лиц, индивидуальных предпринимателей и крупных клиентов. Расширен функционал мобильных приложений розничных активов для клиентов – ​физических и юридических лиц. Также в розничных активах успешно запущены проекты по внедрению электронного документооборота с потребителями и сетевыми организациями.

Кибербезопасность [GRI 418]

В целях совершенствования механизмов обеспечения информационной безопасности реализуются проекты актуализации системы защиты персональных данных. Определены ответственные за организацию защиты конфиденциальной информации. Созданы комиссии по определению уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационной системе управления сбытом электроэнергии бытовым потребителям.

Компании сегмента «Сбыт» используют многоуровневую систему программно-технических средств защиты информации, помимо технических мероприятий, сотрудники на регулярной основе выполняют контроль уязвимостей систем безопасности. Дополнительная информация об управлении рисками в области информационной безопасности представлена в разделе «Корпоративный контроль» Отчёта.

Оценка степени удовлетворения потребителей [GRI 103Подход в области менеджмента: Качество коммуникаций с потребителем.]

Компания уделяет большое внимание построению доверительных взаимоотношений со своими клиентами. Уровень качества обслуживания регулярно проверяется, а для сотрудников организуется обучение. Для выявления потребностей клиентов компания на регулярной основе проводит опросы и исследования собственными силами и с привлечением сторонних организаций.

В 2019 г. впервые проведён опрос удовлетворённости клиентов – ​физических лиц всех ЕИРЦ и энергосбытовых компаний «Интер РАО» с использованием международных методик TLRОценочный рейтинг Temkin Loyalty Rating (TLR)/теперь Temkin Loyalty Index (TLi), разработанный Temkin Group (теперь Qualtrics XM Institute), для определения уровня лояльности и вовлечённости клиентов компаний различных видов деятельности. Использование данной методики позволяет сравнивать результаты опроса с аналогичными компаниями на международном уровне. (сводная оценка уровня вовлечённости и лояльности клиентов) и NPS (вероятность рекомендовать компанию), адаптированных под специфику деятельности. Общее количество опрошенных составило 13 900 человек.

Общий уровень вовлечённости и лояльности (TLR) клиентов энергосбытовых компаний и ЕИРЦ Группы составил 59 %. Значение в целом соответствует среднему уровню мировых компаний, работающих в области энергетики и коммунальных услуг (средний TLR в 2018 г. составлял 65 %).

Индекс лояльности клиентов (NPS) энергосбытовых компаний и ЕИРЦ «Интер РАО» составил 19 %. Для мировых компаний, работающих в области энергетики и коммунальных услуг, средний NPS в 2018 г. составлял 15 %.

Выполнение договорных обязательств [EU27]

«Интер РАО» ведёт работу по повышению платежной дисциплины потребителей.

Собираемость платежей за поставленную электроэнергию
2017 2018 2019
Собираемость платежей за поставленную электроэнергию в розничном сегменте 99,2 % 98,8 % 99,6 %

Улучшение собираемости в 2019 г. связано с частичным погашением долгов за прошлые периоды предприятиями сферы ЖКХ на розничном рынке (в том числе ФГБУ «ЦЖКУ»).

Особое внимание в работе с должниками сфокусировано на эффективных методах воздействия – ​введение ограничений режима электропотребления и судебной работе. Также в 2019 г. были увеличены объёмы досудебного взыскания, в том числе телефонный обзвон потребителей и направление претензий.

Увеличение количества отключений в 2019 г. по отношению к 2018 г. связано с ростом потребителей-неплательщиков, что, в свою очередь, привело к увеличению числа планируемых мероприятий по введени ю частичного (полного) ограничения / возобновления режима электропотребления.

Каждый потребитель электроэнергии – ​наш клиент

Риск-аппетит: Недопустимо снижение количества потребителей электроэнергии.

Количество отключений бытовых абонентов за неуплату в разбивке по длительности отключений в 2019 г. [EU27]Учёт продолжительности времени между урегулированием задолженности и обратным подключением потребителя не ведётся.
Количество отключений бытовых абонентов за неуплату в разбивке по длительности отключений в 2018 г. [EU27]

Факторы, влияющие на развитие отрасли

Основными направлениями изменений в сбытовой деятельности являются следующие.

Интеллектуальные системы учёта электрической энергии (ИСУ).

С 01.07.2020 ответственность за установку, замену, эксплуатацию приборов учёта переходит от потребителей к профессиональным участникам рынка – ​сетевым организациям и гарантирующим поставщикам. Гарантирующие поставщики с 01.01.2022 обязаны предоставлять доступ к минимальному набору функций ИСУ, который будет утверждён Правительством РФ.

Резерв максимальной мощности (РММ).

Предусматривается введение новой обязанности для потребителей по оплате услуг по передаче электроэнергии в части оплаты РММ. Обязанность по оплате РММ будет возникать, если по итогам годового периода объём РММ составлял более 40 % от максимальной мощности в каждый последовательный месяц года (при условии, что потребитель не перераспределил мощность в пользу других потребителей и/или не отказался от имеющихся резервов в пользу сетевой организации). РММ будет подлежать оплате с учётом понижающего коэффициента с перспективой постепенного перехода к полной оплате мощности.

«Регуляторная гильотина».

Предусматривается признание утратившими силу устаревших нормативных правовых актов СССР, РСФСР, а также Правительства Российской Федерации, а также отмена нормативных правовых актов, которые содержат обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю за деятельностью компаний (в том числе энергосбытовых).

Единый тарифный закон.

В области тарифного регулирования планируется принятие Единого тарифного закона, предусматривающего способы и методы государственного регулирования цен (тарифов), требования к структуре необходимой валовой выручки (НВВ) регулируемых субъектов, унифицированный порядок установления цен (тарифов).

Задолженность потребителей.

Планируется изменение параметров работы с дебиторской задолженностью через изменения законодательства в части взимания комиссий и организации досудебной и судебной работы по возврату просроченной задолженности. Приняты нормативные акты, ограничивающие возможность судебной работы без предоставления информации об идентификационных данных должников, а также запрет на передачу (уступку) долгов граждан за электроэнергию третьим лицам (в том числе коллекторам). На рассмотрении органов государственной власти и экспертного сообщества находится ряд законопроектов, ограничивающих право, в частности, платежных агентов, банковских платежных агентов на взимание с граждан комиссии за проведение платежей за ЖКУ, а также запрет на привлечение третьих лиц к работе с задолженностью граждан (в том числе обзвон, введение режима ограничения энергопотребления, судебная защита и др.). Комплекс указанных изменений может негативно повлиять на сегмент «Сбыт в Российской Федерации».