Financial results

2017 2018 2019
Revenue, RUB mln 869,204 962,582 1,032,120
Other operating income, RUB mln 8,817 10,492 12,162
Operating expenses, RUB mln (821,779) (885,785) (945,975)
Operating profit, RUB mln 56,242 87,289 98,307
EBITDA, RUB mln 97,645 121,300 141,547
EBITDA margin, % 11.2% 12.6% 13.7%
Free cash flow, RUB mln 50,919 67,144 84,849
Net profit, RUB mln 54,662 71,675 81,930
Capital expenditures, RUB mln 31,508 25,770 24,466
Net assets, RUB mln 461,503 485,478 552,779
Intangible assets, RUB mln 13,183 13,849 >9,804
Return on assets, % 9.25% 10.48% 11.07%
Return on invested capital (ROIC), % 11.02% 13.02% 13.14%
Return on equity (ROE), % 11.84% 14.76% 14.82%
Current liquidity ratio 2.07 2.02 2.99
equity concentration ratio 0.72 0.67 0.74
Equity-to-loans ratio 2.60 2.00 2.79
Net cash flow from operating activities, RUB mln 88,759 95,033 105,347
Loans and borrowings, RUB mln 16,154 9,738 3,316
Short-term, RUB mln 11,479 8,353 2,842
Long-term, RUB mln 4,675 1,385 474
Lease liabilitiesIncluding the share in lease liabilities of joint ventures., RUB mln 12,698 50,093 57,530
DebtIncluding lease liabilities and the share in lease liabilities of joint ventures./ EBITDA 0.3 0.5 0.4
Net debtIncluding lease liabilities and the share in lease liabilities of joint ventures., RUB mln –135,495 –166,706 –196,525
Net debtIncluding lease liabilities and the share in lease liabilities of joint ventures. / EBITDA –1.4 –1.4 –1.4

Key factors affecting financial results

Changes in the Group’s financial results were significantly influenced by the following key factors and events:

  • The commissioning of leased stations in the Kaliningrad Region in 2018 and 2019: the Mayakovskaya TPP with installed capacity of 160 MW, Talakhovskaya TPP with installed capacity of 161 MW, and Pregolskaya TPP with installed capacity of 455 MW
  • The commissioning of the Zatonskaya CHPP with installed capacity of 440 MW in the Republic of Bashkortostan in March 2018 as part of a CDA
  • An increase in capacity charges under CDAs as a result of a CDA delta being included in capacity payment price for a number of generating facilities
  • Price conditions on the day-ahead market: growth in the first pricing zone
  • Growth in average selling prices for end consumers in the ‘Supply in the Russian Federation’ segment
  • An increase in sales value in the ‘Trading in the Russian Federation and Europe’ segment due to favorable market conditions in the Nord Pool zone and, accordingly, growth in sales volumes for export from the Russian Federation
  • The start of operating as guaranteed suppliers in the Vologda and Vladimir Regions by LLC NSC and LLC ESV, respectively
  • The termination of the contract with Turkey in June 2019 for the operation of the Trakya Elektrik station and the transfer of the station to the authorized organization – the Turkish state-owned company EUAS
  • The completion of major contracts in the ‘Engineering’ segment related to the construction of generating facilities in the Kaliningrad Region

Revenue analysis

The Group’s revenue grew by 7.2%Percentage ratios on financial indicators are calculated based on the data from the IFRS consolidated financial statements expressed in million rubles. (RUB 69.5 bln) and exceeded the RUB 1 trillion mark at RUB 1.032 trillion.

Revenue in the ‘Supply in the Russian Federation’ segment increased by RUB 62.7 bln (9.9%) to RUB 695.1 bln due to growth in the average selling prices of guaranteed suppliers for end consumers, the launch of new guaranteed suppliers in the Vologda and Vladimir Regions as well as the acquisition of new customers for maintenance by guaranteed suppliers and unregulated supply companies.

Change in revenue by segment in 2019 compared with 2018, RUB mln

Revenue in the ‘Electric Power Generation in the Russian Federation’ segment increased by RUB 15.1 bln (8.5%) to RUB 192.4 bln primarily due to the commissioning of the Pregolskaya TPP that the Group is leasing in the Kaliningrad Region. A CDA delta being included in capacity payment price and growth in electricity prices in the first pricing zone also generated an additional positive effect.

Revenue in the ‘Thermal Power Generation in the Russian Federation’ segment increased by RUB 5.7 bln (6.3%) to RUB 96.0 bln due to the commissioning of the Zatonskaya CHPP as part of a CDA in March 2018, an increase in electricity generation at the Karmanovskaya TPP as well as an increase in selling prices on the day-ahead market.

Revenue in the ‘Trading in the Russian Federation and Europe’ segment increased by RUB 3.6 bln (4.9%) to RUB 77.1 bln in 2019 compared with the previous year. Sales volumes increased in Lithuania and Poland.

In the ‘Foreign Assets’ segment, revenue declined by RUB 2.8 bln (10.5%) to RUB 24.0 bln. The negative effect in this segment resulted from the Trakya Elektrik station in the Republic of Turkey shutting down virtually all generation in accordance with an order from the power system operator and also due to the fact that one of the largest consumers of JSC Telasi switched to direct deliveries from the Georgian energy market. Meanwhile, the Moldavskaya TPP showed positive trends due to an increase in exports to the Republic of Moldavia and average selling prices and also due to a 3.2% increase in the average USD exchange rate versus the ruble compared to the previous period.

Revenue in the ‘Engineering in the Russian Federation’ segment decreased by RUB 8.1 bln (26.3%) to RUB 22.6 bln in 2019 compared with 2018. The completion of the construction of energy facilities in the Kaliningrad Region was the main reason for this decrease in the segment.

Operating expenses

Operating expenses increased by RUB 60.2 bln (6.8%) and amounted to RUB 946.0 bln in 2019, which is slightly lower than the growth rate in revenue.

Expenses on purchased electricity and capacity increased by RUB 42.4 bln (11.4%) compared with the previous year to RUB 414.2 bln due to the growth in capacity prices primarily on account of the CDA sector, increase in the volume of purchased electricity and electricity prices, including the indexation of the price of CCAs and a higher premium over the CCA price, and due to guaranteed suppliers having started operations in the Vologda and Vladimir Regions, and a significant rise in the volume of deliveries to Poland

Electricity transmission fees grew by RUB 14.6 bln (6.4%) to RUB 241.8 bln primarily on account of companies in the ‘Supply in the Russian Federation’ segment, an increase in the volume of electricity sold, and the indexation of tariffs for electricity transmission services.

Changes in operating expenses, RUB bln

Revenue in the ‘Electric Power Generation in the Russian Federation’ segment increased by RUB 2.1 bln (1.7%) to RUB 124.1 bln. The biggest increase occurred at the BGC Group due to higher generation levels at the Zatonskaya CHPP, which was commissioned in March 2018, and also at the Karmanovskaya TPP. The Moldavskaya TPP saw expenses rise due to an increase in electricity output for export to the Republic of Moldavia and higher gas tariffs. The growth at these plants was partially offset by a reduction in expenses at Trakya Elektrik on account of the almost complete lack of output during the reporting period due to a surplus of supply on the Turkish market.

Fuel expenses of Inter RAO in 2019, RUB mlnInfrormation is presented based on the Group’s IFRS financial statements for the year 2019. The Group’s operating expenses do not include the expenses of JSC Ekibastuzskaya TPP-2 and JSC Nizhnevartovskaya TPP. A 50% stake in JSC Ekibastuzskaya TPP-2 was reclassified to assets classified as held-for-sale in December 2016. JSC Nizhnevartovskaya TPP is accounted for using the equity method.

EBITDA

EBITDA amounted to RUB 141.5 bln in 2019, an increase of 16.7% compared with 2018.

The ‘Electric Power Generation in the Russian Federation’ segment accounted for the bulk of growth. EBITDA in the segment increased by RUB 19.4 bln (32.4%) to RUB 79.4 bln.

Changes in revenue and operating expenses led to the changes in EBITDA in different segments.

Changes in EBITDA, RUB bln

Net profit

Net profit amounted to RUB 81.9 bln in 2019, an increase of RUB 10.3 bln (14.3%) compared with 2018.

Profit generation in 2019, RUB mln
2019
EBITDA of the reportable segments 141 547
Depreciation and amortization (28,002)
Interest income 14,580
Interest expenses (626)
Interest expense on lease liabilities (5,569)
Foreign currency exchange loss, net (4,139)
Other finance expenses (1,182)
Provisions charge (10,580)
Gain from disposal of Group entities, net 66
Loss from sale of asset classified as held-for-sale (148)
Other (1,422)
Share of loss of associates (744)
Profit before tax 103,781
Income tax expense (21,851)
Profit for the reporting period 81,930

Net assets

The value of the Group’s net assets increased by RUB 67.3 bln (13.9%) to RUB 552.8 bln due to the accumulation of cash from operating activities.

Changes in net assets, RUB mln

Direct economic value generated, distributed, and retained [GRI 201–1]

RUB ml n 2018Information for the year 2018 was recalculated due to change in methodolody of calculation. 2019
Revenue 962,582 1,032,120
Income from financial investments 10,693 15,058
Other income 10,199 13,938
Direct economic value generated 983,474 1,061,116
Operating expenses (excluding employee benefit expenses and payroll taxes and taxes other than income tax) 792,622 846,434
Employee benefit expenses and payroll taxes 51,935 55,666
Payments to capital providers 16,531 19,829
Payments to the government (excluding VAT and payroll taxes) 20,892 24,532
Local community investments 748 1,107
Economic value distributed 882,728 947,568
Economic value retained 100,746 113,548

Financial assistance received from the government [GRI 201–4]

The Group received a budget allocation of RUB 1.385 bln from state export credit funds based on an Intergovernmental Agreement between the Russian Federation and the Republic of Cuba dated October 22, 2015 and Financing Agreement No. 01-01-06/04-16 with the Ministry of Finance of the Russian Federation dated February 7, 2017 as part of a project to build four new units with installed capacity of 200 MW each in the Republic of Cuba.

The Group’s companies also received subsidies in the amount of RUB 584 mln as well as tax benefits and preferences totaling RUB 3.504 bln in 2019.

Financial assistance received from the government in 2019, RUB mln
2019
State Export Intergovernmental Credit 1,385
Subsidies, including 584
Compensation for the lost income of resource supplying organizations 354
Reimbursement of lost income due to the preferential tariff for the public 225
Other 5
Tax incentives and preferences (savings) received by the Group’s companies, including 3,504
Corporate property tax 1,047
Corporate profit tax 2,346
Insurance premiums 111

Cash flow

Net cash flow from operating activities amounted to RUB 105.3 bln in 2019 versus RUB 95.0 bln in 2018. This 10.9% increase was mainly due to growth in revenue outpacing operating expenses.

The net cash flow used for investing activities amounted to RUB –98.7 bln in 2019 compared with RUB –58.1 bln in 2018. The RUB –40.6 bln change in this indicator was primarily the result of an increase in the volume of free cash placed in deposit accounts with a net impact taking into account returns of RUB 38.2 bln.

The net cash flow used for financing activities amounted to RUB –63.7 bln in 2019 versus RUB –26.1 bln in 2018. The RUB –37.6 bln change in this indicator was mainly caused by:

  • An increase in expenses on acquisition of treasury shares by RUB 33.4 bln
  • A decrease in the Group’s loan portfolio by RUB 6.4 bln
  • An increase in the amount of dividends paid by RUB 2.1 bln

Free cash flow amounted to RUB 84.8 bln in 2019, up by 26.4% from 2018 (RUB 67.1 bln), due to growth in EBITDA and reduced funding for the Investment Program.

Debt obligations

The Group’s debt burden (excluding liabilities recognized under IFRS 16 ‘Leases’) decreased by RUB 6.4 bln (65.9%) in 2019 and stood at RUB 3.3 bln as at December 31, 2019, primarily because of planned and early repayments by the Group’s companies.

A RUB 7.4 bln increase in lease liabilities (including share in lease liabilities of joint ventures) (growth of 14.8%), mainly resulted from the commissioning of Power Units No. 3 and No. 4 at the Pregolskaya TPP in the first half of 2019.

Monitoring the debt burden

Risk appetite: Inter RAO does not take on obligations that exceed its income by three-fold.

Debt structure by currency, %
Debt structure by interest rate type, %

Russian rubles account for 64.6% of the Group’s loan portfolio, Georgian lari – 16.8%, Japanese yen – 10.5%, and euro – 8.1%.

The ratio of the long-term to short-term loans and borrowings amounted to 14.3% versus 85.7% as at December 31, 2019 ( 14.2% versus 85.8% at December 31, 2018).

Structure of loans and borrowings by maturity, RUB bln

As a result, the Group’s Debt (including liabilities recognized under IFRS 16 ‘Leases’ and share in lease liabilities of joint ventures) to EBITDA ratio amounted to 0.4x in the reporting period, which indicates the Group has a high level of financial stability. The threshold level of the debt burden for the Company set by the Board of Directors is a Debt/EBITDA ratio of no more than 3.0. The Company aims to maintain/increase its credit ratings from leading international rating agencies and will thus fully comply with the metrics established by the relevant rating methodologies.

At the same time, the Group’s net debt (including liabilities recognized under IFRS 16 ‘Leases’ and share in lease liabilities of joint ventures) amounted to RUB —196.5 bln versus RUB −166.7 bln at the end of 2018. The change in this indicator is attributable to the receipt of funds from the operating activities of the Group’s subsidiaries along with a planned reduction in the debt burden of a number of Group companies.

The Group has no bonded loans. No bond placements are planned at the moment due to the lack of a need for long-term debt financing.

Financial ratios

Increasing trends were seen in profit margins in 2019. The primary factor that had a major impact on the growth in profit margins was the Group’s net profit of RUB 81.9 bln versus RUB 71.7 bln in 2018, which can mainly be attributed to revenue growth of RUB 69.5 bln (7.2%).

The growth in the Current liquidity ratio (2.99 at the end of 2019 versus 2.02 at the end of 2018) was due to an increase in current assets and a decrease in short-term liabilities.

The allocation of cash from operating activities in short-term deposits had the biggest impact on the growth in current assets.

Short-term liabilities decreased due to the repayment of debt for the purchase of PJSC Inter RAO’s own shares as well as the offsetting of advances received from LLC Kaliningrad Generation as part of the Pregolskaya TPP construction project.

The equity concentration ratio, which reflects the proportion of the Company’s assets that are covered by equity, amounted to 0.74 at the end of the reporting period. This indicates a high level of financial resiliency, stability, and independence from external creditors.

credit ratings


On August 15, 2019, Fitch upgraded PJSC Inter RAO’s global credit rating from BBBwith a positive outlook to BBB with a stable outlook.

On February 15, 2019, Moody’s affirmed the corporate credit rating of PJSC Inter RAO at Baa3 with a stable outlook.

Key financial results by segment in 2019

RUB ml n Supply Electric Power Generation in the Russian Federation Thermal Power Generation in the Russian Federation Trading Foreign Assets Engineering
The Russian Federation Inter RAO – Electricity Generation Group Represented by the Inter RAO – Electric Power Generation Group, including JSC Nizhnevartovskaya TPP (equity accounted investee). TGC-11 Represented by JSC Tomsk Generation, JSC TGC 11, JSC Omsk RTS, and JSC TomskRTS. Bashkir Generation Represented by Bashkir Generation Company Group, including LLC BashRTS. The Russian Federation and Europe Georgia Moldavia Turkey The Russian Federation Corporate Center Total
Total revenue 695,098 192,449 33,943 62,022 77,107 10834 10,391 2,786 22,613 (75,123) 1,032,120
Share of the Segment’s revenue in total 67% 19% 3% 6% 8% 1% 1% 0% 2% –7% 100%
Operating expenses, including
Purchased electricity and capacity (412,102) (6,852) (2,702) (4,563) (53,340) (5,668) 71,011 (414,216)
Electricity transmission fees (233,393) (4) (6,659) (1,636) (78) (241,770)
Fuel expenses (77,501) (12,446) (31,913) (5,688) (18) 3,474 (124,092)
Share in profit/(loss) of joint ventures 3,125 (1) 30 3,154
EBITDA 25,807 79,440 7,702 11,892 17,915 1,591 3,136 2,333 (513) (7,756) 141,547
EBITDA margin EBITDA margin was calculated taking into account the exclusion of inter-segment revenue in the ‘Supply in the Russian Federation’ segment in the amount of RUB 1.758 bln, the ‘Electric Power Generation in the Russian Federation’ segment in the amount of RUB 50.502 bln, the ‘Thermal Power Generation in the Russian Federation’ segment in the amount of RUB 17.592 bln (including TGC-11 in the amount of RUB 3.999 bln and Bashkir Generation in the amount of RUB 13.593 bln), the ‘Trading in the Russian Federation and Europe’ segment in the amount of RUB 1.424 bln, and the ‘Engineering in the Russian Federation’ segment in the amount of RUB 4.645 bln. 4% 56% 26% 25% 24% 15% 30% 84% –3% 14%
Share of the Segment’s EBITDA in total 18% 56% 5% 8% 13% 1% 2% 2% 0% –5% 100%

Финансовые результаты

2017 2018 2019
Выручка, млн руб. 869 204 962 582 1 032 120
Прочие операционные доходы, млн руб. 8 817 10 492 12 162
Операционные расходы, млн руб. (821 779) (885 785) (945 975)
Операционная прибыль, млн руб. 56 242 87 289 98 307
EBITDA, млн руб. 97 645 121 300 141 547
Рентабельность по EBITDA, % 11,2 % 12,6 % 13,7 %
Свободный денежный поток, млн руб. 50 919 67 144 84 849
Чистая прибыль, млн руб. 54 662 71 675 81 930
Капитальные расходы, млн руб. 31 508 25 770 24 466
Чистые активы, млн руб. 461 503 485 478 552 779
Нематериальные активы, млн руб. 13 183 13 849 9 804
Рентабельность активов, % 9,25 % 10,48 % 11,07 %
Рентабельность инвестированного капитала (ROIC), % 11,02 % 13,02 % 13,14 %
Рентабельность собственного капитала (ROE), % 11,84 % 14,76 % 14,82 %
Коэффициент текущей ликвидности 2,07 2,02 2,99
Коэффициент концентрации собственного капитала 0,72 0,67 0,74
Отношение собственного капитала к заёмному 2,60 2,00 2,79
Денежный поток от операционной деятельности, млн руб. 88 759 95 033 105 347
Кредиты и займы, млн руб. 16 154 9 738 3 316
Краткосрочные, млн руб. 11 479 8 353 2 842
Долгосрочные, млн руб. 4 675 1 385 474
Обязательства по арендеС учётом доли обязательств по аренде в совместных предприятиях., млн руб. 12 698 50 093 57 530
ДолгС учётом обязательств по аренде, включая долю обязательств по аренде в совместных предприятиях. / EBITDA 0,3 0,5 0,4
Чистый долгС учётом обязательств по аренде, включая долю обязательств по аренде в совместных предприятиях., млн руб. –135 495 –166 706 –196 525
Чистый долгС учётом обязательств по аренде, включая долю обязательств по аренде в совместных предприятиях. / EBITDA –1,4 –1,4 –1,4

Основные факторы, повлиявшие на финансовые результаты

На динамику финансовых результатов Группы существенно повлияли следующие ключевые факторы и события:

  • ввод в эксплуатацию в течение 2018 и 2019 гг. арендуемых станций в Калининградской области: Маяковской ТЭС установленной мощностью 160 МВт, Талаховской ТЭС установленной мощностью 161 МВт и Прегольской ТЭС установленной мощностью 455 МВт;
  • ввод в эксплуатацию Затонской ТЭЦ установленной мощностью 440МВт в Башкирии в марте 2018 г. в рамках ДПМ;
  • рост платы за мощность по ДПМ вследствие получения в цене мощности оплаты дельты ДПМ по ряду генерирующих объектов;
  • ценовая конъюнктура на рынке на сутки вперёд (РСВ): рост в первой ценовой зоне;
  • рост среднеотпускных цен для конечных потребителей в сегменте «Сбыт РФ»;
  • рост стоимости продаж в сегменте «Трейдинг в Российской Федерации и Европе» – ​в связи с благоприятной конъюнктурой рынка зоны Nord Pool и, соответственно, ростом объёмов продаж на экспорт из РФ;
  • начало работы в статусе гарантирующих поставщиков на территории Вологодской и Владимирской областей компаний ООО «ССК» и ООО «ЭСВ» соответственно;
  • завершение в июне 2019 г. контракта с турецкой стороной по эксплуатации станции Trakya Elektrik и передача станции уполномоченной организации – ​турецкой государственной компании EUAS;
  • завершение реализации крупных контрактов сегмента «Инжиниринг», связанных со строительством объектов генерации в Калининградской области.

Анализ выручки

Выручка Группы выросла на 7,2 %Здесь и далее процентные соотношения финансовых показателей рассчитаны исходя из данных консолидированной финансовой отчётности по МСФО, выраженных в миллионах рублей. (69,5 млрд руб.) и превысила 1 трлн руб., достигнув величины 1 032 млрд руб.

Увеличение выручки в сегменте «Сбыт в Российской Федерации» на 62,7 млрд руб. (9,9 %) до уровня 695,1 млрд руб. связано с ростом среднеотпускных цен гарантирующих поставщиков для конечных потребителей, началом работы новых гарантирующих поставщиков в Вологодской и Владимирской областях, а также приёмом на обслуживание новых потребителей гарантирующими поставщиками и нерегулируемыми сбытовыми компаниями.

Изменение выручки по сегментам в 2019 г. по сравнению с 2018 г., млн руб.

Увеличение выручки в сегменте «Электрогенерация в Российской Федерации» на 15,1 млрд руб. (8,5 %) до величины 192,4 млрд руб. произошло преимущественно благодаря вводу в эксплуатацию арендуемой Группой Прегольской ТЭС в Калининградской области. Дополнительный позитивный эффект достигнут в связи с получением в цене мощности оплаты дельты ДПМ и ростом цен на электроэнергию в первой ценовой зоне.

Выручка в сегменте «Теплогенерация в Российской Федерации» увеличилась на 5,7 млрд руб. (6,3 %) и составила 96,0 млрд руб. Рост обусловлен вводом в эксплуатацию Затонской ТЭЦ в рамках ДПМ в марте 2018 г., увеличением выработки электроэнергии на Кармановской ГРЭС, а также повышением цен реализации на рынке на сутки вперёд.

Выручка сегмента «Трейдинг в Российской Федерации и Европе» увеличилась на 3,6 млрд руб. (4,9 %) относительно сопоставимого периода и составила за 2019 г. 77,1 млрд руб. Возросли объёмы реализации в Литве и Польше.

В сегменте «Зарубежные активы» выручка снизилась на 2,8 млрд руб. (10,5 %) и составила 24,0 млрд руб. Негативный эффект получен в результате практически полного прекращения выработки станцией Trakya Elektrik в Турецкой Республике в соответствии с распоряжением оператора энергосистемы, а также из-за перехода одного из крупных потребителей АО «Теласи» на прямые поставки с энергорынка Грузии. При этом Молдавская ГРЭС показала положительную динамику за счёт увеличения объёмов поставок на экспорт в Республику Молдова и средних отпускных цен, а также за счёт роста среднего курса доллара США относительно рубля на 3,2 % по сравнению с сопоставимым периодом.

Выручка сегмента «Инжиниринг в Российской Федерации» сократилась на 8,1 млрд руб. (26,3 %) относительно сопоставимого периода и составила за 2019 г. 22,6 млрд руб. Главный фактор снижения показателя по сегменту – ​завершение строительства энергетических объектов в Калининградской области.

Операционные расходы

Операционные расходы возросли по сравнению с 2018 г. на 60,2 млрд руб. (6,8 %) и составили 946,0 млрд руб., что несколько ниже темпов роста выручки.

Увеличение расходов на покупную электроэнергию и мощность на 42,4 млрд руб. (11,4 %) по сравнению с сопоставимым периодом до 414,2 млрд руб. обусловлено ростом цен на мощность, преимущественно за счёт сектора ДПМ, увеличением объёмов закупаемой электроэнергии и цен на электроэнергию, в том числе вследствие индексации цены КОМ, увеличением надбавки к цене КОМ, а также началом работы гарантирующих поставщиков в Вологодской и Владимирской областях и существенным ростом объёмов поставок в направлении Польши.

Динамика операционных расходов, млрд руб.

Увеличение расходов, связанных с передачей электроэнергии, на 14,6 млрд руб. (6,4 %) до 241,8 млрд руб. произошло преимущественно за счёт компаний сегмента «Сбыт в Российской Федерации» и было обусловлено ростом объёма реализованной электроэнергии и индексацией тарифов на услуги по её передаче.

Расходы на технологическое топливо увеличились на 2,1 млрд руб. (1,7 %) и составили 124,1 млрд руб. Основное увеличение – ​в Группе «БГК» за счёт роста выработки на введённой в марте 2018 г. Затонской ТЭЦ, а также Кармановской ГРЭС. Рост расходов на станции «Молдавская ГРЭС» обусловлен ростом отпуска электроэнергии на экспорт в Республику Молдова и ростом тарифа на газ. Прирост по указанным станциям был частично нивелирован сокращением расходов Trakya Elektrik в связи с практически полным отсутствием выработки в отчётном периоде вследствие избытка предложения на рынке Турции.

Расходы на топливо «Интер РАО» в 2019 г., млн руб.Данные представлены на основании консолидированной финансовой отчётности Группы по МСФО за 2019 г. В состав операционных расходов Группы по МСФО не входят расходы АО «Станция Экибастузская ГРЭС‑2» и АО «Нижневартовская ГРЭС». 50 % доля участия в АО «Станция Экибастузская ГРЭС‑2» была переклассифицирована в состав активов, классифицируемых как предназначенные для продажи, в декабре 2016 г. АО «Нижневартовская ГРЭС» учитывается по методу долевого участия.

EBITDA

Показатель EBITDA в 2019 г. составил 141,5 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2018 г. на 16,7 %.

Основной рост пришёлся на сегмент «Электрогенерация в Российской Федерации». Показатель EBITDA сегмента увеличился на 19,4 млрд руб. (32,4 %), достигнув отметки 79,4 млрд руб.

На изменение показателя EBITDA по сегментам оказали влияние факторы изменения выручки и операционных расходов.

Динамика изменения EBITDA, млрд руб.

Чистая прибыль

Чистая прибыль за 2019 г. составила 81,9 млрд руб., увеличившись относительно сопоставимого периода на 10,3 млрд руб. (14,3 %).

Формирование прибыли в 2019 г., млн руб.
2019
EBITDA по отчётным сегментам 141 547
Амортизация основных средств и нематериальных активов (28 002)
Процентные доходы 14 580
Процентные расходы (626)
Процентные расходы по обязательствам по аренде (5 569)
Отрицательные курсовые разницы, нетто (4 139)
Прочие финансовые расходы (1 182)
Начисление резервов (10 580)
Прибыль от выбытия компаний Группы, нетто 66
Убыток от продажи актива, классифицируемого как предназначенный для продажи (148)
Прочие (1 422)
Доля в убытке ассоциированных компаний (744)
Прибыль до налогообложения 103 781
Расход по налогу на прибыль (21 851)
Прибыль за отчётный период 81 930

Чистые активы

Стоимость чистых активов увеличилась на 67,3 млрд руб. (13,9 %) и составила 552,8 млрд руб. Рост величины чистых активов был обеспечен путём аккумулирования денежного потока от операционной деятельности.

Динамика чистых активов, млн руб.

Созданная прямая экономическая стоимость, распределённая и нераспределённая экономическая стоимость [GRI 201–1]

млн руб. 2018В связи с изменением методики расчёта данные за 2018 г. были пересчитаны. 2019
Выручка 962 582 1 032 120
Доход от финансовых инвестиций 10 693 15 058
Прочий доход 10 199 13 938
Созданная прямая экономическая стоимость 983 474 1 061 116
Операционные затраты (без учёта заработной платы и других выплат работникам, расходов по налогам, за исключением налога на прибыль) 792 622 846 434
Зарплата, выплаты работникам и налоги с фонда оплаты труда 51 935 55 666
Выплаты поставщикам капитала 16 531 19 829
Выплаты государству (без учёта НДС и налогов с фонда оплаты труда) 20 892 24 532
Инвестиции в местные сообщества 748 1 107
Распределённая экономическая стоимость 882 728 947 568
Нераспределённая экономическая стоимость 100 746 113 548

Финансовая помощь от органов государственной власти [GRI 201–4]

На основе Межправительственного соглашения между РФ и Республикой Куба от 22.10.2015 и Соглашения о финансировании с Минфином РФ от 07.02.2017 № 01–01–06/04–16 в рамках проекта строительства в Республике Куба четырёх новых энергоблоков единичной установленной мощностью 200 МВт Группа получила за счёт средств государственного экспортного кредита бюджетные ассигнования в размере 1 385 млн руб.

Также в 2019 г. компаниями Группы получено субсидий на сумму 584 млн руб., налоговых льгот и преференций на сумму 3 504 млн руб.

Финансовая помощь от органов государственной власти, полученная в 2019 г., млн руб.
2019
Государственный экспортный межправительственный кредит 1 385
Субсидии, в том числе 584
Компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций 354
Возмещение недополученных доходов за счёт льготного тарифа для населения 225
Прочее 5
Налоговые льготы и преференции (экономия), полученные предприятиями Группы, в том числе 3 504
Налог на имущество организаций 1 047
Налог на прибыль организаций 2 346
Страховые взносы 111

Денежный поток

Чистый денежный поток от операционной деятельности в 2019 г. составил 105,3 млрд руб., в 2018 г. – 95,0 млрд руб. Увеличение показателя на 10,9 % преимущественно обусловлено опережающим ростом выручки над операционными расходами.

Чистый денежный поток средств, использованных в инвестиционной деятельности, в 2019 г. составил –98,7 млрд руб., в 2018 г. –58,1 млрд руб. Изменение показателя на –40,6 млрд руб. в основном обусловлено увеличением объёма свободных денежных средств, размещаемых на депозитных счётах в нетто-эффекте с учётом возвратов на 38,2 млрд руб.

Чистый поток денежных средств от финансовой деятельности в 2019 г. составил –63,7 млрд руб., в 2018 г. –26,1 млрд руб. Изменение показателя на –37,6 млрд руб. в основном обусловлено:

  • увеличением расходов на выкуп собственных акций ПАО «Интер РАО» на сумму 33,4 млрд руб.;
  • сокращением кредитного портфеля Группы на 6,4 млрд руб.;
  • увеличением объёма выплаченных дивидендов на 2,1 млрд руб.

Свободный денежный поток в 2019 г. составил 84,8 млрд руб., что выше значения 2018 г. (67,1 млрд руб.) на 26,4 % за счёт роста EBITDA и снижения объёма финансирования инвестиционной программы.

Долговые обязательства

Долговая нагрузка Группы (без учёта обязательств, признанных в рамках применения стандарта МСФО 16 «Аренда») снизилась на 6,4 млрд руб. (65,9 %) и составила 3,3 млрд руб. на 31.12.2019, что преимущественно обусловлено плановыми и досрочными погашениями компаниями Группы.

Увеличение обязательств по аренде с учётом доли в совместных предприятиях на 7,4 млрд руб. (14,8 %) преимущественно обусловлено вводом в эксплуатацию блоков № 3 и № 4 Прегольской ТЭС в первом полугодии 2019 г.

Контролируем долговую нагрузку

Риск-аппетит: «Интер РАО» не берёт обязательств, в три раза превышающих доходы.

Структура долга по валютам, %
Структура долга по типу процентной ставки, %

64,6 % кредитного портфеля представлено долговыми обязательствами в российских рублях, 16,8 % – ​грузинские лари, 10,5 % – ​японские йены, 8,1 % – ​евро.

Соотношение долгосрочной и краткосрочной частей заёмных средств на 31.12.2019 составило 14,3 % к 85,7 % (31.12.2018–14,2 % к 85,8 %).

Структура кредитов и займов по срокам погашения, млрд руб.

В результате соотношение Долг (с учётом обязательств, признанных в рамках применения стандарта МСФО 16 «Аренда», включая долю обязательств по аренде в совместных предприятиях) к EBITDA составило по итогам отчётного периода 0,4х, что свидетельствует о высокой финансовой устойчивости Группы. Пороговый уровень долговой нагрузки для Компании, установленный Советом директоров, – ​Debt/EBITDA не более 3,0. Общество нацелено на поддержание/повышение кредитных рейтингов со стороны ведущих международных рейтинговых агентств и, следовательно, на полное соблюдение метрик, установленных соответствующими рейтинговыми методологиями.

В то же время чистый долг Группы (с учётом обязательств, признанных в рамках применения нового стандарта МСФО 16 «Аренда», включая долю обязательств по аренде в совместных предприятиях) составил –196,5 млрд руб. против –166,7 млрд руб. на конец 2018 г. Динамика показателя обусловлена получением денежных средств от операционной деятельности дочерних компаний Группы при плановом снижении долговой нагрузки ряда компаний Группы.

В Группе отсутствуют облигационные займы. На данный момент размещение облигаций не планируется вследствие отсутствия потребности в долгосрочном заёмном финансировании.

Финансовые коэффициенты

Показатели рентабельности по итогам 2019 г. продемонстрировали тенденцию к увеличению. Основным фактором, оказавшим существенное влияние на рост показателей рентабельности, является получение чистой прибыли в размере 81,9 млрд руб. против 71,7 млрд руб. на конец 2018 г., что в основном обусловлено ростом выручки на 69,5 млрд руб. (7,2 %).

Увеличение коэффициента текущей ликвидности (2,99 по итогам 2019 г. против 2,02 по итогам 2018 г.) произошло вследствие роста величины текущих активов и снижения величины краткосрочных обязательств.

На рост величины текущих активов в наибольшей мере повлияло размещение денежных средств от операционной деятельности на краткосрочных депозитах.

Снижение краткосрочных обязательств обусловлено погашением задолженности за приобретенные собственные акции ПАО «Интер РАО», а также зачетом авансов, полученных от ООО «Калининградская генерация» в рамках проекта строительства Прегольской ТЭС.

Коэффициент концентрации собственного капитала, характеризующий долю активов Компании, которые покрываются за счёт собственного капитала, на конец отчётного периода составил 0,74, что свидетельствует о высокой финансовой устойчивости, стабильности и независимости от внешних кредиторов.

Кредитные рейтинги


Международное агентство Fitch 15.08.2019 повысило кредитный рейтинг ПАО «Интер РАО» с уровня «BBB–» по глобальной шкале, прогноз позитивный, до уровня «BBB» по глобальной шкале, прогноз стабильный.

Международное агентство Moody’s 15.02.2019 подтвердило корпоративный кредитный рейтинг ПАО «Интер РАО» на уровне «Baa3», прогноз стабильный.

Основные финансовые результаты по сегментам в 2019 г.

млн руб. Сбыт Электрогенерация в Российской Федерации Теплогенерация в Российской Федерации Трейдинг Зарубежные активы Инжиниринг
Российская Федерация Группа «Интер РАО – ​Электрогенерация»Представлена Группой «Интер РАО – Электрогенерация», включая АО «Нижневартовская ГРЭС» (учитывается по методу долевого участия). «ТГК‑11»Представлена АО «Томская генерация», АО «ТГК-11», АО «Омск РТС» и АО «ТомскРТС». Генерация БашкирииПредставлена Группой «БГК», включая ООО «БашРТС». Российская Федерация и Европа Грузия Молдавия Турция Российская Федерация Корпоративный центр Итого
Итого выручка 695 098 192 449 33 943 62 022 77 107 10 834 10 391 2 786 22 613 (75 123) 1 032 120
Доля выручки сегмента в итоге 67 % 19 % 3 % 6 % 8 % 1 % 1 % 0 % 2 % –7 % 100 %
Операционные расходы, в том числе
Расходы на приобретение э/э и мощности (412 102) (6 852) (2 702) (4 563) (53 340) (5 668) 71 011 (414 216)
Расходы по передаче э/э (233 393) (4) (6 659) (1 636) (78) (241 770)
Расходы на топливо (77 501) (12 446) (31 913) (5 688) (18) 3 474 (124 092)
Доля в прибыли/(убытке) совместных предприятий 3 125 (1) 30 3 154
EBITDA 25 807 79 440 7 702 11 892 17 915 1 591 3 136 2 333 (513) (7 756) 141 547
EBITDA marginПоказатель EBITDA margin рассчитан с учётом исключения межсегментной выручки сегмента «Сбыт в РФ» на сумму 1 758 млн руб., сегмента «Электрогенерация в РФ» на сумму 50 502 млн руб., сегмента «Теплогенерация в РФ» на сумму 17 592 млн руб. (включая «ТГК-11» на сумму 3 999 млн руб. и «Генерация Башкирии» на сумму 13 593 млн руб.), сегмента «Трейдинг в РФ и Европе» на сумму 1 424 млн руб. и сегмента «Инжиниринг в РФ» на сумму 4 645 млн руб. 4 % 56 % 26 % 25 % 24 % 15 % 30 % 84 % –3 % 14 %
Доля EBITDA сегмента в итоге 18 % 56 % 5 % 8 % 13 % 1 % 2 % 2 % 0 % –5 % 100 %