Information security

As a result of digitalization and the large-scale introduction of IT technologies into the Company’s activities and everyday life, the Group has become even more dependent on the proper operation of automated process control systems and IT systems, the security of the information it processes, and the effective functioning of the information security system.

Board of Directors devotes attention to cyber threat risks

A seminar on digitalization was held for members of the Board of Directors in 2019 as part of the Training and Development Program. This workshop covered such areas as cyber security and digital transformation risks. The Board of Directors decided to review the risk management report every six months.

Inter RAO views the risk of an increase in the number and scale of consequences resulting from information security breaches as a major strategic risk. The absence of substantial material or monetary damage as a result of a targeted cyber-attack on the automated process control systems and IT systems of the Group’s companies has been taken as a criterion for assessing the effectiveness of information security risk management.

Results of 2019 and events after reporting date

  1. A project was implemented to assess the security of the external perimeter of IT infrastructure at the Group’s enterprises as well as a number of tests on external penetration into the Group’s key information systems.
  2. A separate list of the Group’s most significant information security risks was compiled, and each of the risks was evaluated and analyzed in terms of the sufficiency of current measures that have been taken and the need for additional measures.
  3. A new unit – the Information Security Department – was established and staffed at PJSC Inter RAO. It reports directly to the CEO and has the requisite level of authority to reduce any risks it identifies.
  4. An unscheduled inventory of information technology and information security tools was initiated and completed.
  5. The Group modernized its information protection tools in the following classes: firewalls, protection of workstations and servers (including the anti-virus component), security analysis (vulnerability scanner), and protection against zero-day attacks (sandboxes).
  6. The Group began integrating information security processes into key business processes: a functional expert on information security was included in the project team to create new Group-wide information systems.
  7. The Group completed the collection of data on the category of critical information infrastructure in compliance with the requirements of Federal Law No. 187-FZ dated July 26, 2017 “On the Security of Critical Information Infrastructure of the Russian Federation.”
  8. The Inter RAO Group’s Information Security Development Program was adopted. The Inter RAO Group’s Information Security Development Program for the period 2021-2025 is expected to be adopted in 2020.

The information security measures employed by Inter RAO ensures the proper level of security of information and automated systems, as evidenced by the absence in 2019 of any recorded cases involving the leakage, theft, or loss of personal data or significant complaints about breaches of the personal data of end consumers at supply companies.

Commissions in charge of categorizing critical information infrastructure have been set up at PJSC Inter RAO and its subsidiaries in an effort to protect the Group’s information resources against unauthorized access (computer attacks) and also to implement the requirements of Federal Law No. 187-FZ dated July 26, 2018 “On the Security of Critical Information Infrastructure of the Russian Federation.”

The digital transformation of the Group is fraught with an increased level of risk due to the novelty of the technologies used, its strong sensitivity to cybersecurity issues, the lack of business hypotheses that have been tested on the market, and high demands for response time when implementing innovative projects and taking timely corrective actions.

In order to reduce cybersecurity risks, the Inter RAO Innovative Development Program is premised on the use of a product-based approach to project implementation. A prototype should be made first, followed by a minimum viable product (MVP), and only after its effectiveness is confirmed should a fully-functional product be implemented that includes, in particular, the protection of information security, convenience, and documentation.

The Inter RAO insurance coverage program includes insurance for the risks of data operators and other information risks (cyber risks). The annual insured amount is RUB 350 mln. Insurance coverage includes:

  • Expenses on eliminating a threat to the security of a computer system
  • Investigation expenses
  • Expenses on consultations and other services provided by external software and technical experts
  • Expenses for the restoration of electronic data
  • Losses from virtual extortion
  • Expenses on reputation-related consultations

Информационная безопасность

В связи с цифровизацией и масштабным проникновением IT‑технологий в деятельность Компании и повседневную жизнь возрастает зависимость Группы от корректной работы АСУ ТП и ИТ‑систем, безопасности обрабатываемой информации и эффективного функционирования системы обеспечения информационной безопасности.

Внимание Совета директоров к рискам киберугроз

В рамках Программы обучения и развития для членов Совета директоров в 2019 г. проведён семинар по теме «Цифровизация». В формате воркшопа были освещены в том числе такие области, как риски кибербезопасности и цифровой трансформации. Совет директоров принял решение каждые полгода рассматривать отчёт по управлению рисками.

В качестве одного из стратегических рисков «Интер РАО» выделяет риск роста количества и масштабов последствий от нарушений информационной безопасности. В качестве критерия оценки эффективности управления риском информационной безопасности было принято отсутствие существенного материального или денежного ущерба в результате целевой кибератаки на эксплуатируемые АСУ ТП и ИТ‑системы компаний Группы.

Результаты 2019 г. и события после отчётной даты

  1. Реализован проект по оценке защищённости внешнего периметра ИТ‑инфраструктуры предприятий Группы, а также проведён ряд тестов на внешнее проникновение в ключевые информационные системы Группы.
  2. Сформирован отдельный перечень самых существенных рисков информационной безопасности Группы, каждый из рисков был оценён и проанализирован с точки зрения достаточности текущих мер и необходимости дополнительных мер.
  3. В ПАО «Интер РАО» учреждено и укомплектовано новое подразделение – ​Департамент информационной безопасности, подчинённый непосредственно Генеральному директору, с необходимым уровнем полномочий для снижения выявленных рисков.
  4. Инициирована и завершена внеплановая инвентаризация средств информационных технологий и информационной безопасности.
  5. Модернизированы средства защиты информации Группы следующих классов: межсетевые экраны, защита рабочих станций и серверов (включая антивирусный модуль), анализа защищённости (сканер уязвимости), защита от атак «нулевого дня» («песочницы»).
  6. Началось встраивание процессов информационной безопасности в ключевые бизнес-процессы: в состав проектных команд по созданию новых информационных систем уровня Группы был введён функциональный эксперт по информационной безопасности.
  7. Завершен сбор данных по категории объектов критической информационной инфраструктуры во исполнение требований Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
  8. Принята «Программа развития информационной безопасности Группы «Интер РАО». В 2020 г. планируется принятие программы развития информационной безопасности Группы «Интер РАО» на период 2021–2025 гг.

Мероприятия по обеспечению информационной безопасности «Интер РАО» обеспечивают должный уровень защищённости информационных и автоматизированных систем, что подтверждается отсутствием в 2019 г. зафиксированных случаев утечки, кражи или потери персональных данных или существенных жалоб на нарушения сохранности персональных данных конечных потребителей сбытовых компаний.

С целью защиты информационных ресурсов Группы от несанкционированного доступа (компьютерных атак), а также в целях реализации требований Федерального закона от 26.07.2018 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» в ПАО «Интер РАО» и дочерних обществах созданы Комиссии по категорированию объектов критической информационной инфраструктуры.

Реализация цифровой трансформации Группы связана с повышенным уровнем риска из-за новизны используемых технологий, сильной чувствительностью к вопросам кибербезопасности, отсутствием отработанных рынком бизнес-гипотез, высокими требования к скорости реакции при реализации инновационных проектов и своевременных корректирующих воздействий.

Для снижения рисков кибербезопасности Программа инновационного развития «Интер РАО» предполагает использование продуктового подхода к реализации проектов. Первоначально реализовывать прототип, затем минимально жизнеспособный продукт (MVP) и только после подтверждения его результативности переходить к реализации полнофункционального продукта, включающего, в частности, защиту информационной безопасности, удобство, документированность.

Программа страховой защиты «Интер РАО» включает страхование рисков операторов данных и иных информационных рисков (киберрисков). Годовая страховая сумма составляет 350 млн руб. Страховое покрытие включает:

  • расходы по устранению угрозы безопасности компьютерной системы;
  • расходы в связи с расследованием;
  • расходы на консультации и иные услуги внешних специалистов программно-технической экспертизы;
  • расходы на восстановление электронных данных;
  • убытки от виртуального вымогательства;
  • расходы на консультации в области репутации.